Денис Виленкин и Антон Фомочкин обсуждают супергеройский мэшап от DC
После успеха нолановского “Бэтмена” студия Warner решила выстраивать линию экранизаций DC в стилистике серьезных, приближенных к социальной реальности кинокомиксов. Для реализации новой версии “Супермена” был выбран Зак Снайдер – большой автор, сделавший на этой студии все свои картины. Он скоцентрировался на формате религиозного эпика, крайне далекого от того, каким персонаж представал в картине Ричарда Доннера 1978 года. Относительный критический и кассовый успех уверил студию, что все происходит верно, и Снайдеру доверили “Бэтмена против Супермена”. Все шло успешно, были значимые предпродажи, но ближе к премьере боссы попросили урезать картину, и она получила разгромную критику с резкими падениями сборов. Фильм просто не поняли и не приняли, с выходом режиссерской версии произошел обратный эффект, но студия уже начала сомневаться в выборе курса. Пострадал прежде всего “Отряд самоубийц” Дэвида Эйра, режиссера сугубо мужского кино в традиции Сэма Пепинпы. На этапе пересъемок фильм попытались смягчить и получили еще больший поток критики. Но сборы благодаря титаническим усилиям промо-компании были велики. На съемках “Лиги”, для которой оставили Снайдера, начались проблемы. Например, после успеха “Чудо-женщины” с ее феминистической повесткой экранное время героини потребовали увеличить. Снайдер, до того – один из капитанов этого корабля, снявший для Петти Дженкинс большую часть экшн-сцен, отстранился от проекта и, кажется, больше во вселенную DC не вернется.
Денис Виленкин
На экраны вышла “Лига справедливости”, в режиссёрах номинально значится Зак Снайдер, но с чем мы имеем дело? Произошло событие непостижимого порядка. После финансового неуспеха и крайне неодобрительной реакции критиков на “Бэтмена против Супермена” студия, подписавшая Зака Снайдера на проект до выхода фильма, идёт на уникальные меры, приглашая в производство Джосса Уидона. У Зака Снайдера происходит трагедия – самоубийство дочери – и он покидает производство. Что происходит с “Лигой справедливости”? В процессе съёмок сценарий переписывается, сцены переснимаются, а Генри Кавиллу зарисовываются уже злосчастные усы. Фильм выходит, хотя фильмом все это назвать достаточно сложно. Набор плохо сочетающихся друг с другом сцен, выстроенный по принципу комикования между серьезными диалогами и испорченным экшеном. Случай, повторюсь, невероятный для всей мировой кинопрактики крупных студийных проектов.
Антон Фомочкин
Симптом болезни, сжирающей экранное пространство, проявляется сразу. Все, кому не лень, уже проанализировали проблему затертых усов, сделавшую из Генри Кавилла резинового карикатурного урода из мультфильма, нарисованного на пакистанской студии. Это отличный маркер, чтобы понять, где пересъемки, а где нет (преимущественно весь Супермен переснят). Впрочем, есть еще один маяк – заплывшее, небритое лицо Бена Аффлека, вышедшего на момент “спасения” картины Джоссом Уидоном из рехаба. В чем заключалось спасение – хороший вопрос. Сырая графика чуть выше уровня ворк-принта начала Росомахи – дело скорого релиза после решутов, но драматургически все упирается в рассадник шутеек разной степени убогости, состряпанных если не на коленке, то каким-то агрегатором рандомных слов. Вымученный выход про бранч и заторможенность, попытка создать шутовской конфликт в рядах Лиги – кто же быстрее? Иисус с красным плащом или Флеш? Все это беспомощное зрелище. Корень проблемы надо искать между строк новостных сводок. Не думаю, что Зак бросил бы фильм (даже после этого страшного для него случая), если бы горел и жил им. Это прискорбный выход из ситуации студийного давления, когда тебе совсем не рады во всех аспектах творческой свободы. Просто появился повод сделать это тихо. Ныне в социальных сетях Снайдера регулярно появляются точечные издевки над переснятой картиной.
Денис Виленкин
Попытка скорой переделки серьезного и мрачного фильма с серьёзным и мрачным лицом в шутовское лицо Джокера, всеугождающее фан-сервису, выходит зрелищем удручающем. Если задуматься о самой сути студийного решения, создаётся очень смешное впечатление: Warner Brothers видят проблему в философском обстоятельном фильме, продолжавшем лучшие традиции “Бэтмена против Супермена”, прикидываются тонущим кораблем, который видят и ощущают только они сами, и впопыхах решают сделать заводной марвеловский цирк, отдавая бразды правления капитану корабля противоборствующей студии. Наивный и детский шаг со словами “хочу так же”, не без давления критических рецензий и высоких оценок всему марвеловскому продукту. И к чему это приводит? К диссонансу между испорченными настроенческими врезками Уидона и переснятыми им же испорченными сценами Зака, ну и да, моментами прозрения, как в сцене с Бэтменом, совершающим поиски инопланетных захватчиков в миллеровском Готэме.
Антон Фомочкин
Проблемы начинаются сразу. Супермен, снятый на девайс, разговаривает со школьниками. Зачем это, собственно, нужно? Непонятно. Смешная ли там заложена шутка? Нет. Аналогично разбавленная первая встреча Брюса с Акваменом. Толпа появляется через склейку на заднем фоне. Борода Аффлека то чернеет, то седеет, про опухлость лица – молчу. Добавлены хохмы про Атлантиду и прочее. Нужно ли это? Нет. Смешно ли это? Нет. Бог умер. Вместе с криптонским Иисусом канул осмысленный искусствоведческий и религиозный наратив. Скорбь не стала отправной точкой, не стала причиной всеобщего упадка. Атмосфера беспомощности и надвигающегося хаоса осталась за рамкой проектора, в кадр бесстыдно лезет исключительная посредственность. Конечно, остается минимальная надежда на чудо, когда проносится кавер на нетленку Леонарда Коэна, а классический снайдеровский рапид торжественно презентует титр «Фильм Зака Снайдера». Верить титрам здесь – да и вообще любым словам – последнее дело. После этого пролога единственное удовольствие у меня связано с последней сценой после титров, составленной из двух вырезанных сцен, где Лекс Лютор встречается на яхте с Дефстроуком. Там и шик, и глянец, и пафос Снайдера. И аккомпанемент наконец-то напоминает Джанки. Цирковая музыка Эльфмана же здесь – как трек группы «Непоседы», включенный на собрании олдовых панков. Такое же впечатление оставляют натужные попытки создания в коллективе системы взаимоотношений – нет мотивов для неприязни у членов Лиги, а Супермен конфликтует с Флешем из-за того, что оба быстрые.
Денис Виленкин
Песня “Come together”, звучащая на титрах, – чуть ли не единственное, что осталось от версии Зака, где саундтрек был написан Junkie XL. Таким образом, Уорнеры наступили себе на горло, смешав то, что написал Эльфман, с главной композицией, написанной для «Лиги». Зачем нужно было приглашать Дэнни Эльфмана, совершенно не ясно. Неужели тот самый мрачный стиль Зака, которого они так боятся, этой самой мрачностью обязан Циммеру и Junkie? Неужели, по их мнению, концепция способна поменяться от музыки Эльфмана? Стоит признать, что “Лига справедливости” провалилась. Недобор в прокате, низкая критика, отзывы фанатов. Если говорить с этой позиции, то можно противопоставить, как говорится, каноничные 27 % “Бэтмену против Супермена” на Rotten Tomatoes 41 % “Лиги”. Если вести подобную полемику, то выйдет, что “Лига” не понравилась только фанатам Зака Снайдера, а общественное мнение одинаково негативно в отношении обоих фильмов. Вот и возникает вопрос – стоил ли передел 14 процентов и испорченного фильма? А ведь все располагало к тому, чтобы серьёзная “Лига”, назовём её так, получила хорошую критику, а у “Уорнеров” не было бы и мысли делать из фильма недоделанный аттракцион глупого юмора и сделанной на скорую руку графики. Но Заку просто не оставили шанса.
Антон Фомочкин
Когда мы говорим о Снайдере, мы забываем, что это – человек, который уже сделал вполне успешный по критике мрачный фильм для DC, практически житие Иисуса с геноцидом, религиозными витражами во весь кадр и маликовскими нотками. И странно, что студия испугалась, испугалась, в том числе, после успеха «Чудо-женщины» – стерильность и тональность шуток это то, что будет сопутствовать фильмам DC, стоит оказаться у руля ремесленнику вроде Пати Дженкинс. Чем мне всегда была симпатична их концепция? Это режиссерское кино, даже если резать и насиловать материал, – «Отряд самоубийц» все-равно фильм Эйра. Но «Лига» нивелирует очень многое, выстроенное до нее. Бэтмен – уставший, отсутствующий миллионер, предельно безликий. Вандервуман законсервирована, потому постоянно сбивается на праведные речи. А Супермен, стоило ему воскреснуть, стал носиться наперегонки с Флешем. Зачем это? Даже дай боссы еще больше времени, максимум, что стало бы лучше, это графика. Качественный уровень шуток остался бы таким же сомнительным. Что касается музыки, то и Эльфана там, если честно, предельно мало. Соответствующие снайдеровским партитурам нотки заиграют только с появлением Лекса, сцены которого основательно порезали – от вырезанных кусков с Лексом остаются только постоянные упоминания его имени членами Лиги. Словом, мы явно видим то кино, в которое после смерти дочери хотел еще больше углубиться Зак. Но поверх него мы видим кино совсем иное. К тому же работа Уидона велась с прицелом на его режиссуру «Бэтгерл». Буквально несколько недель назад было заявлено, что властителя телевизионных дум уже успели снять в силу творческих разногласий. А Уорнеры, окончательно замучившись выстраивать вселенную, объявили, что развязывают режиссерам руки – пусть те делают в рамках героя, что хотят, не подставляясь в общий концепт развития вселенной. Отсюда дрессировщик компьютерных приматов Мэтт Ривз уже который месяц сидит над сценарием полноценного «Бэтмена», ибо риски, все внимание на этом проекте. А Тодд Филлипс начнет снимать своего «Джокера» в обход наличию во вселенной другого, того, что с зелеными волосами. В любом случае остается риск, что студия струсит. Но я не представляю, что должно произойти, чтобы боссы пошли на заведомое глумление аудитории снова.
Денис Виленкин
Любопытно, какая у фильма складывается история. Ещё до выхода фанат из Пуэрто-Рико создал петицию в поддержку релиза версии Зака, а сейчас она трансформировалась в краудфаундинговую компанию по сбору средств на документальный фильм о “несбывшейся Лиге”. Собирают медленно, но хочется верить, что соберут. Зак спрашивает в твиттере, брить ли бороду, читатель отвечает ему – почему бы не закрасить с помощью cgi. И Зак просто шутит в ответ: “Мы все знаем, что это не работает”. Джереми Айронс, если верить инсайдерской информации, о репликах Уидона отзывался так: «Fucking stupid». Бен Аффлек просто постоянно ругался, а Генри Кавилл на днях записал юмористическое видео, где прощается с усами, победившими многомиллионный проект. Слезы наворачиваются, когда понимаешь, чем обернулась долгожданная “Лига справедливости”, и их не сдержать. Do you bleed? Yes, I am. Мы с вами, мы вас любим, мистер Снайдер.
Антон Фомочкин
Собрали некогда денег на док про «Супермена» Бертона, некогда собирали на док про несостоявшуюся «Лигу» Миллера, теперь это. Наверное, как и все грандиозные затеи под контролем студийных боссов, эта должна была оказаться провалом. С перекрашенным фиолетовым небом, набором хрущевок, цветочками, пробивающимися сквозь отравленную заразой землю, дырами в монтаже, через которые Флеш может нырять во флешпоинт. Снайдер, по слухам, уже подбирает локации для dream-проекта «Последняя фотография». В момент упадка он нашел утешение в короткометражке, снятой на айфон. Я вижу во всем этом возможность обнулиться – и для вселенной, перекроившей свой курс, и для великого американского визионера, который, вернувшись к началу, может вернуть свою страсть, как было совсем недавно, когда «Куколка» еще танцевала. Sweet dreams are made of this.