Тамильские письма
Дипан (Dheepan), 2015, Жак Одиар
Сергей Феофанов о “Дипане” Жака Одиара
Боец сепаратистской группировки “Тамильские тигры”, утомленный гражданской войной в Шри-Ланке, меняет фамилию и эмигрирует с пылающей родины во Францию. Чтобы ускорить процесс натурализации и повысить вероятность положительного решения французских властей, Дипан (теперь его зовут так) берет с собой совершенно незнакомую ему женщину и не менее незнакомую ему девочку, которых он выдает за свою семью. Уловка срабатывает, и бедолаги отправляются в обшарпанное и депрессивное парижское предместье, где живут, главным образом, эмигранты во втором поколении, такие же бандиты, как и на родине главного героя, только менее опасные.
“Дипан”, рецензия
Непрофессиональные актеры с непроизносимыми фамилиями вполне убедительно изображают самих себя, действие неспешно продвигается к напряженной кульминации, где налаженный вроде бы быт разбивается о бетонную судьбу, настойчиво диктующую Дипану необходимость вновь достать зарытый еще в Шри-Ланке топор войны. Вместе с тем, в конечном итоге “Дипан” оказывается не размышлением о волнующей всех миграции, но частной историей одного человека. Одиар лишь иллюстрирует невеселую ситуацию с беженцами, отказываясь от рассуждений о том, что делать и кто виноват.
Интеграция беженцев, синдром гражданской войны, проваливающиеся в черную дыру криминала гетто для понаехавших… Все эти темы волнуют Одиара куда меньше, чем характеры его героев. Актуальная проблематика оказывается лишь фоном, а главным мотивом этой бытописательской драмы становятся взаимоотношения Дипана с его “семьей” и превращение этой самой “семьи” в семью уже настоящую – в сущности, картина рассказывает о том, из какого сора растут порой любовь, привязанность и нежность. В “Пророке” (лучшей, должно быть, работе Одиара) важнейший французский режиссер современности вытащил общее из частного, превратив мелкий сюжет на стыке тюремной драмы и романа воспитания в рефлексию о власти и извечном конфликте старого и нового; здесь нет ничего похожего, и это даже странно, учитывая исходный материал – миграция, этнический криминал, закат Европы, вот это вот все.
Актуальная проблематика оказывается лишь фоном, а главным мотивом этой бытописательской драмы становятся взаимоотношения Дипана с его “семьей” и превращение этой самой “семьи” в семью уже настоящую – в сущности, картина рассказывает о том, из какого сора растут порой любовь, привязанность и нежность
Еще одной характерной особенностью нового фильма Одиара становится нарочитая, где-то даже сермяжная простота используемого киноязыка. Режиссер обходится без внешних эффектов, ограничиваясь то ли флэшбеками, то ли галлюцинациями с участием белого слона – при всей своей ненужности эти сцены хоть как-то разбавляют угрюмую реалистичность картины. Едва ли, впрочем, это обстоятельтво можно считать недостатком – большой стиль на то и большой стиль, чтобы обходиться без экспериментов. В “Дипане” нет ничего сложного, но это как раз тот случай, когда сложности ни к чему.
AlteraPars: рецензия Анны Дедовой