//“Древо жизни”, рецензия

“Древо жизни”, рецензия

Малик, Время возвращения

Древо жизни (The Tree of Life), 2010, Терренс Малик

Армен Абрамян вспоминает важнейшую картину из поздней фильмографии Терренса Малика

«Древо жизни» Терренса Малика. Функционирование памяти матушки-земли в её планетарно-вселенском понимании. Эклектика изображения и постоянно колеблющаяся скорость смены кадров выплёскивают на экран странные картинки казалось бы сразу из десятка художественных фильмов различных жанров и несхожих тональностей, но всё ЭТО – единое полотно о зарождении и уходе. Это память Земли, на которой происходит одно и то же уже тысячи и тысячи лет, с участием динозавров или людей, или простейших одноклеточных. Малик мыслит масштабами запределья. И если в попытке расширить границы киноязыка, в стремлении рассказать ни на что ранее не похожую историю, он всё же в итоге оказывается сентиментальным консерватором, живописующим традиционную эмпирическую аксиологию с её культом семейных ценностей и значимостью человеческой жизни, то это не его вина. Это его путь художника, познающего окружающий мир и себя в этом мире. Такова печать его таланта. Такова храбрость его духа, позволяющая ему не утратить и в солидные годы, интереса к жизни.

Это кино о семье. О крепкой и дружной семье из пяти человек. Во главе этой семьи – самый мужественный на свете отец, а рядом с ним – самая женственная и чадолюбивая мать. Это кино о ярком свете в начале и тусклом отблеске этого света в конце. О любви, переходящей в привычку. О счастье, обрывающимся неизбывным горем. О комплексах и бушующих стихиях внутри каждого, которым невозможно противостоять. О правильности жизненного выбора, который всегда по исходу оказывается ошибочным и о передаче этого ошибочного опыта следующему поколению: возможно, у них получится лучше. Но не получается ни у кого. И никто не знает как это – быть вечно счастливым в мире полном несправедливости и нескончаемого зла. Как объяснить иррациональные причины страданий Иова и одновременное существование благостного Бога.

“Древо жизни”, рецензия

К Богу обращаются здесь все: от мала до велика. Их так учили, и они несут это святое учение. Ему славят благодарность. Ему молятся. У Него просят прощения. Ему жалуются. Его ставят в пример. На Него ориентируется. Его винят. Бог у Малика есть везде и во всех своих обличиях: от догматично-религиозного до всеобъемлюще-космического. Бог в каждом и каждый есть Бог. Каждый человек, животное, растение, камень у дороги. «Есть путь естества и путь благодати» – говорится в фильме, но на самом деле есть только один путь, как есть только один цикл шестидневного сотворения вселенной; один цикл блаженного зачатия, мучительного рождения и болезненного умирания. Жизнь слишком коротка, а воображение слишком ограничено, чтобы суметь осмыслить увиденное и пережитое. Но это не повод отказывать себе в попытках осознания.

Отец Брэд Питт и мать Джессика Честейн – архетипы и эталоны. Мужчина принадлежит женщине, а женщина мужчине. Когда у них рождается ребёнок, оба они принадлежат ребёнку. С этого момента их миссия передать потомству свой опыт. Мужчина должен научить сыновей выживать, женщина научить их любить. Древо жизни должно расти и крепнуть, и нам не дано понять для чего или для кого. Так надо. И надобность эту необходимо претворять. Сюжетный механизм запускается с получением известия родителями о безвременной кончине их 19-летнего сына. С момента, при котором равновесие нарушается и ещё не оскудевший жизненный поток слабеет. Потрясение, не поддающееся осмыслению. Как бы привычна не была смерть на всех этапах жизни, люди так и не научились смиряться с ней не иначе как с завершительной волей той силы, что ведает всем и вся.

В одну из годовщин смерти брата, успешный и уставший Джек (Шон Пенн) зажигает памятную свечу и уносится в детство. Но кажется, будто его детство не только его, оно общее – одно на всех. В нём вспышками проносятся образы и солнечные блики; шуршат занавеси и плещется речная вода. В нём красивая женщина с кожей в крапинку и огненными волосами моет ноги из шланга на зелёной лужайке. Там суровый красивый мужчина с мягким лицом и жесткими манерами учит трёх подростков дисциплине и целеустремлённости со словами «нельзя говорить не могу, говори, мне трудно, я ещё не закончил».

Это кино о семье. О крепкой и дружной семье из пяти человек. Во главе этой семьи – самый мужественный на свете отец, а рядом с ним – самая женственная и чадолюбивая мать. Это кино о ярком свете в начале и тусклом отблеске этого света в конце

«Отец. Мать. Вечно вы боретесь во мне. И так будет всегда» – завершает своё путешествие в прошлое Джек и проходит через арку в том месте, где кругом пустоши, где новый мир после дней жатвы. Где все живы, здоровы и молоды. Где все рады друг другу и рады тому, что они есть и тому, что есть вокруг. Тому, что было и что будет, потому что начало и конец единоподобно.

Малик завершает фильм подсолнуховым полем и изменчивой яркой светотенью в ореоле мрака. У этой истории не может быть конца, как не может переломиться или перестать расти древо жизни. Её начало – Любовь, её бесконечное движение – Любовь. За пределами этого движения жизни нет.

Telegram
Хронология: 2010 2010-е | |
Автор: |2019-01-05T19:46:56+03:0030 Ноябрь, 2017, 19:16|Рубрики: Рецензии|Теги: , , |
Армен Абрамян
Почётный гражданин мира, виртуоз доходчивого слога, открыватель прекрасного для соответствующих аудиторий. Его имя р-р-ревет, будто лев Ланнистеров, его тексты вырастают и крепнут, будто роза Тиреллов. С недосягаемой простым смертным высоты полёта смотрит на жизнь и кинематограф. Вместе с тем, умеренно скромен и прост, отчего и любим.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok