Режиссёр: Тихон Корнев
Ещё один проект российского страшного кино, спонсированный Фондом кино и не окупивший себя в прокате. Режиссёр Тихон Корнев до этого писал сценарии, по одному из которых мастеровитый Николай Лебедев снял “Экипаж”. Прочие фильмы по сценариям Корнева в основном комедии, вот и к “Диггерам” надо относиться как к “прикольному кино”, учитывая наличие огромных дыр в сюжете и не менее больших в государственном бюджете, который Министерство культуры спускает на поддержку таких вот инициатив.
Вообще о московском метро можно было бы снять хороший хоррор, учитывая то обилие страшилок, которые его окружают. То в метро кто-то пропал, то здоровую крысу увидали, то поезд уехал в никуда. Так что сама идея отнюдь не плоха, другое дело, что Тихон Корнев забыл, что он не первый, кто снимает хоррор о метро. “Крип” (2004), “Конец пути” (2007), “Полуночный экспресс” (2008) – вот лишь маленькая часть фильмов о метро. Даже у нас Игорь Шавлак снял “Путевого обходчика”, которым явно вдохновлялся Корнев, учитывая обилие совпадений.
Тихон Корнев был хорошим зрителем Квентина Тарантино и решил поиграть со временем так же, как прославленный американский режиссёр. Только Корнев забыл, что таланта Тарантино у него нет, оттого иной зритель может запутаться как в обилии персонажей, так и в свободной хронологии сюжета. Герои, несмотря на узнаваемые типажи (девушка-косплеер, пара студентов, китайский мафиози, городской сумасшедший, бизнесмен-неудачник), лишены индивидуальности, а их пафосные речи утомляют. Дайте нам скорее чудище – пусть разгонит этот цирк-шапито.
Но монстра придётся ждать долго, да и его появление будет сопровождаться дешёвыми спецэффектами с кровью. Сам монстр до поры таится во мраке и подозрительно смахивает на чудовище из “Считанных секунд” Тони Мэйлэма. Корнев показал себя хорошим зрителем, молодец, вот только в голове у него каша, а он всё на клозет пеняет, дескать, там разруха. Вот и выходит, что Тихон Корнев нас обманул – обещал хоррор, а снял… Эй, Серега, ну-ка объясни так, чтоб даже тёща поняла, что там за кино снял наш Тихон.
Судя по предыдущей режиссёрской работе Корнева, новелле из альманаха “Мамы”, комедия ему явно ближе. Его хоррор порой забавляет обилием откровенных штампов, которые никак не обыграны. Но нам всё-таки хотелось бы про метро настоящих ужасов. Может, ему стоит поучиться у Марии Лидон, иностранки, которая в локациях московского метро сняла куда более запоминающийся триллер “Москва Zero”.
Режиссёр: Мики МакГрегор
На фоне «Диггеров» дебют Мики МакГрегора может показаться шедевром, хотя объективно ничего выдающегося в нём нет. МакГрегор явно творил под впечатлением от таких фильмов, как «Не бойся темноты» (1973) и «И гаснет свет» (2016). Режиссёр, стеснённый небольшим бюджетом, достаточно уверенно пользуется проверенными жанровыми штампами, творя историю о группе молодёжи, которая забралась пощекотать себе нервы в заброшенный приют, где в 1966 году проходил обряд экзорцизма. Говорят, что зло не умерло, а по-прежнему обитает в ночной тиши дома.
Американский хоррор, которому больше 100 лет, сумел накопить достаточно приёмов, дабы удержать зрителя у экрана даже при наличии простейшего сюжета. Режиссёр легко обходится без крови и детальных показов монстра. Это просто некая тень во тьме – этого достаточно, чтобы начало работать воображение зрителя. Тем более темнота сама по себе пугает, поскольку неизвестно что она скрывает. Страх перед тьмой архетипичный, присущий людям даже во взрослом возрасте. У каждого внутри живёт ребёнок, боящийся придуманных им самим фантомов.
Как же получилось, что от «Диггеров» плеваться хочется, несмотря на большой по российским меркам бюджет, а такой же дебют никому неизвестного американского режиссёра, где точно также всё понятно наперёд, всё-таки удерживает внимание? Прежде всего, это честность. Мик МакГрегор и не думал тягаться с когортой великих, а просто снимал обычную бэшку direct to DVD. У фильма даже постер нарочито бесхитростный, словно home movie. Персонажи пусть и слабо обрисованы, зато их взаимоотношения не отвлекают от сюжета. Монстр появляется уже в прологе и не уходит до последней сцены, и даже в спокойных начальных эпизодах всё равно чувствуется, что он где-то поблизости. Более того, режиссёр понимает, что хоррор – это, прежде всего, атмосфера, поэтому усиленно её создаёт за счёт длительных брожений персонажей по тёмным коридорам, необычным звукам, видениям и, конечно, постепенного раскрытия тайны приюта – что же произошло здесь много лет назад, в результате чего приют закрыли.
Заявленный в первых рядах Эрик Робертс на деле лишь голос отца Уэса на магнитофонной плёнке, который и проводил тот самый обряд. Необычный ход в свете повальной моды дебютантов плодить необязательных персонажей. Гораздо лучше, когда от ситуации один на один с нечистью ничто не отвлекает, и даже офицер полиции не услышал героев, спокойно пройдя мимо злополучного дома. Более того, персонажи предпочитают держаться вместе, а не бежать сломя голову в первую же дверь в наивной надежде, что так спасутся.
«Прячься на свету» обычный среднестатистический американский ужастик, но даже он собрал бы в российском прокате больше «Диггеров». Какие бы ни нашёл недостатки придирчивый зритель в дебюте неведомого американского автора, это именно хоррор, а не пародия на него. И пока наше кино не научится снимать хотя бы такие простые, но увлекательные страшилки, без желания изобрести велосипед, так и будут всякие «Диггеры» и «Дизлайки» проваливаться в прокате. Грудь и попа блоггерши Дианы Мелисон, конечно, хорошо, но где то, что заставит тревожно забиться сердце и приведёт к выбросу адреналина. Пока же происходит только выброс денег, половину из которых наверняка распилили аффилированные с Фондом кино аферисты. Наверняка и резиновое чудище в секс-шопе купили и использовали не по назначению.