Джиперс Криперс 3 (Jeepers Creepers 3), 2017, Виктор Сальва
Анастасия Плохотина рассказывает о новом “Джиперс Криперс”
Джиперс Криперс был известен ещё в 1938 году, однако исключительно в роли невинного эвфемизма, заменяющего Jesus Christ в джазовой композиции Армстронга. В 2001 году имя заиграло новыми красками волею фантазии Виктора Сальвы. Лирический герой – отвергнутый консервативными родителями гомосексуалист и обвиненный в педофилии режиссер-неудачник, однако он всё же выцепил свою порцию сияния софитов и оваций. Его Джиперс Криперс оказался таинственным монстром – не призраком и не маньяком с бензопилой наперевес. Человекоподобное создание с феноменальным обонянием и зрением, по совместительству – изощренный убийца, который колесит штатам в стареньком ржавом грузовике. Каждые двадцать три весны он выходит на охоту, разыскивает самых «вкусных» жертв и пожирает их плоть. По меркам супергеройских вселенных, Джиперс Криперс – несомненный лидер в компании антагонистов. Он невероятно быстро перемещается, умеет летать, регенерирует, в совершенстве владеет боевыми искусствами и техникой кройки и шитья – из своей добычи Капитан Дорог Америки мастерит гобелены и декорации для логова.
“Джиперс Криперс 3”, рецензия
О Джиперсе Криперсе много говорили. Называли его «умным» хоррором, который навевает приятную ностальгию и пугает в неповторимом стиле. Спустя два года Сальва снял для поклонников продолжение, которым, тем не менее, не ответил ни на один вопрос аудитории. Откуда явилась тварь и чего следует опасаться, если из приемника доносится мелодичная песенка о Джиперсе Криперсе и его «гляделках» – осталось неясно. В 2017 случилось третье, триумфальное возвращение. Зрители услышали знакомый рев грузовика и шорох крыльев, кошельки рефлекторно открылись, и в кассы кинотеатров со звоном стали ссыпаться монеты и купюры со всех уголков мира.
«Мне это нужно, как зубы в заднице», – говорят французы. «Вам это нужно, как свежий глоток воздуха», – утверждает Сальва, нападая на большой экран с грандиозными ретро-планами. Новый проект, в действительности, реализует лучшие принципы слегка трэшовых хорроров, в которых задействован minimum minimorum компьютерных спецэффектов, грим очевиден и местами нарочито провален, как живое свидетельство тех времен киноиндустрии, когда силиконовые накладки на лицо толщиной с три пальца были единственным способом изменить внешность актера. Даже палитра – от ядовитых зеленых и голубых цветов до нежных пшеничных – истинный фильтр для любителей «old style». В кадре эффектно кувыркаются игрушечные машинки, персонажи обливаются вишневым киселем, а грузовик-убийца терроризирует нежные барабанные перепонки ужасающим и пробирающим до самых костей скрежетом смертельных механизмов.
Новый «Джиперс Криперс» – это, конечно, плевок в лицо фанатам новой школы фильмов ужасов. Излишне «ламповая» атмосфера и тотальная влюбленность режиссера в своих наивных героев превращают историю в самостоятельно развивающийся организм, который существует вне законов и правил классического хоррора
Новый «Джиперс Криперс» – это, конечно, плевок в лицо фанатам новой школы фильмов ужасов. Излишне «ламповая» атмосфера и тотальная влюбленность режиссера в своих наивных героев превращают историю в самостоятельно развивающийся организм, который существует вне законов и правил классического хоррора. Такое кино заставляет не столько вздрагивать, сколько улыбаться, хотя пугающие образы весьма эффектно застревают в самой подкорке и рефлексируют уже постфактум – на выходе из кинотеатра в ночной город.
При всей этой милой ауре франшизы, Сальва совершил большую ошибку, не дав истории нового витка развития. Его горячо обожаемый монстр уже давно не сдвигается с мертвой точки и приходит каждые двадцать три весны, как данность. Построенный в форме расследования, новый «Джиперс Криперс» предательски открывает зрителю слишком мало новых фактов об этом грязном дельце. Под лупой режиссера оказывается один только грузовик, который наконец-то открывает свои двери для всех любопытных, не страшащихся остаться без носа и других жизненно важных деталей. Сам же антигерой дня все так же врывается в кадр из тумана и исчезает столь же загадочно, не желая делиться с кем-либо аспектами своей биографии.
Очевидно, что следует ждать ещё одной серии погонь и убийств, мести, крови и разбитого американского имущества. Вот только сумеет ли создатель самого непобедимого монстра ever уговорить его на хотя бы крохотное откровение с преданными фанатами – большой и нависающий Дамокловым мечом над сборами и репутацией картины вопрос.