Улыбайся, это всех раздражает
Эмоджи фильм (The Emoji Movie), 2017, Энтони Леондис
Дмитрий Котов сетует на вторичность и сценарные изъяны мультфильма Энтони Леондиса
Джин — эмоджи, живущий в цифровом городе Текстополисе в недрах смартфона подростка Алекса, наследственно обречен стать «Ме», то есть фэйсом, не выражающим ничего, кроме скуки. ? Первый же рабочий день в «кубе», откуда эмоджи попадают прямиком в сообщения пользователя, обернулся неприятным инцидентом. Теперь Алекс уверен, что его телефон глючит, и собирается отнести гаджет в сервисный центр. Джин же провозглашен дефективным смайлом, потому что не способен выражать только одну эмоцию и непроизвольно показывает все подряд. Его нужно уничтожить! Для этого страшных роботов-ботов активизирует мисс Смайлер, самый популярный эмоджи, местный босс с замашками тирана. ? Ударившись в бега, Джин кооперируется с другим «эмоджиком-неудачником» — Дай Пять (✋), который, по закону жанра, оказывается чуть тупее и экстравагантнее главного героя (по всем известной модели Осла из «Шрека»). В русле современных трендов, Дай Пять наделен инфантильной жеманной манерностью, заставляющей подозревать в нем тонкую натуру гомосексуалиста, пусть и латентного. Необычная парочка намерена найти хакера по имени Jailbreak (не путать с Jailbait), чтобы перепрограммироваться и стать «нормальными». Хакер ВНЕЗАПНО оказывается девушкой, и это логично, потому что романтическая линия нужна, а у Джина при себе только большая ладонь… Так вот, создатели не особо мучают зрителя интригой и довольно скоро дают понять, что отвязная девчонка — не совсем та, за кого себя выдает… ?
Ключевой провал «Эмоджи фильма» — полная компьютерная безграмотность. Все мы знаем, что такое художественный вымысел и художественное допущение, однако мультик взрывает мозг любому, кто хоть как-то отличает кабель от кобеля и знает, что материнская плата не связана с алиментами. В одну кучу здесь свалены смайлы, интернет-тролли, боты, вирусы, хакеры и приложения для смартфона, а «Deus ex machina» столь всемогущ, что ломает все мыслимые законы уничтожения и восстановления данных. Скрываясь от ботов, герои пытаются добраться до «облака», чтобы навсегда покинуть агрессивный мир смартфона и почувствовать свободу на просторах онлайн-серверов. Иные варианты они не рассматривают, хотя большинство приложений имеет выход в интернет. Парень, у которого слегка глючит телефон, сразу же несется удалять с него все данные подчистую. Логику в дырявом сюжете искать бесперспективно, потому что на каждом шагу натыкаешься на просчеты, ошибки, противоречия, невежество и абсурд.
“Эмоджи фильм”, рецензия
Но это еще полбеды. Более всего удручает, какими беспомощными имбецилами представлены современные дети. Эти существа, по уровню интеллекта мало отличающиеся от инфузории-туфельки, — ходячие стереотипы о «долбящихся в телефон подростках» в самом наихудшем виде. Когда ребенок, давая совет другу, произносит фразу «слова — это отстой, лучше отправь смайлик», я сразу представляю свою школьную учительницу по русскому языку и литературе, отрывающую ему башку голыми руками. ?
На самом деле, если сильно абстрагироваться, посмеяться над этой мультипликационной семейной комедией вполне реально. Вот, например, текстовые смайлы в образе старичков-инвалидов или умилительные и забавно представленные отношения родителей Джина… Смешные шутки и ситуации действительно попадаются, но тут же затмеваются откровенной безвкусицей и примитивом: дважды пережеванная конфета или те же самые фекальные шутки, куда ж без них. ? Какаш — один из самых примечательных (в силу пикантности) эмоджи, конечно, мог бы быть обыгран самыми разными способами. Однако в фильме этот персонаж (в оригинале озвученный, на секундочку, сэром Патриком Стюартом), засветившись пару раз в скетчах, которые даже дворовой шпане показались бы плоскими, так и остался, простите за каламбур, унылым говном. Шуточка с «Твиттером» неплоха, но до боли предсказуема и невольно отсылает к «Властелину колец» (что-то вроде «туда мы идем три фильма, а обратно летим на орлах»). Вообще, фильм не без основания обвинили в «гиперактивной корпоративной пропаганде». Эпизоды с отдельными приложениями и правда смахивают на рекламу, а самое популярное из них так и остается неназванным, хотя нетрудно догадаться, о чем идет речь. К слову, юному российскому зрителю кино может «не зайти» еще и по той причине, что половина сюжета крутится вокруг брендов, мало известных на территории РФ.
Ключевой провал «Эмоджи фильма» — полная компьютерная безграмотность. Оправданием может послужить лишь то, что мультик действительно смотрится легко и по идее должен потворствовать вкусам целевой аудитории, то бишь школьников младшего и среднего возраста. В нем есть намек на семейные ценности, есть топорное, но в целом правильное понимание дружбы. Это сносная развлекаловка на один вечер, которая, впрочем, ничего полезного ребенку не даст, кроме ошибочного мнения о том, что девчонку можно закадрить одним смайликом
Эмоджи — это действительно отличное изобретение. Мы не можем представить современное невербальное общение без смайлов и стикеров, которые становятся все разнообразнее и разнообразнее. Поэтому «Эмоджи фильм» не может не привлечь внимание хотя бы затронутой тематикой. Однако уже в первом приближении становится ясным: он мог бы быть актуален лишь в мире, где никогда не было «Ральфа», «Головоломки» и «Лего. Фильма», ведь идея путешествия нематериальных персонажей по виртуальной реальности беззастенчиво позаимствована именно оттуда. Игровой мир электронного устройства — из первого, персонификация человеческих эмоций — из второго, общая концепция — из третьего. Да и сами смайлики на экране уже оживлялись. «Эмоджи фильм» оказался настолько вторичным и сценарно беспомощным, что даже успел получить от англоязычных критиков звание одного из худших анимационных фильмов в истории. Смелое заявление. Однако, уверяю вас, ребята просто не видели «Детей против волшебников». Надо держать в уме планку, поднятую студией Pixar до неприличных высот, так что в русле общего развития мировой 3D-анимации качество исполнения туповатых «эмоджиков» еще даст фору многим отечественным поделкам, призванным вывести российскую мультипликацию из коматоза.
И все же данная работа буквально пронизана неопытностью и неловкостью в обращении с материалом — Энтони Леондис хоть и сотрудничал c Dreamworks Animation, режиссируя одну из короткометражек про Кунг-Фу Панду, громогласных успехов за плечами не имеет. Оправданием автору может послужить лишь то, что мультик действительно смотрится легко и по идее должен потворствовать вкусам целевой аудитории, то бишь школьников младшего и среднего возраста. В нем есть намек на семейные ценности, есть топорное, но в целом правильное понимание дружбы. Это сносная развлекаловка на один вечер, которая, впрочем, ничего полезного ребенку не даст, кроме ошибочного мнения о том, что девчонку можно закадрить одним смайликом.