Магия лунного света (Magic in the Moonlight), 2014, Вуди Аллен
Теплая ламповая старомодность, растворение в лунном свете и новая муза Вуди Аллена – в меланхоличной рецензии Антона Фомочкина
После «Жасмин», запертой в четырех стенах Сан-Франциско и своего психического состояния, удивительно депрессивного, мрачного и затхлого фильма, легкий бриз лазурного берега, залитые солнцем живописные пейзажи и свойственная зачастую только молодому автору легкость – лучшее лекарство и отдых, что для зрителя, что для драматурга. «Магия» – далеко не этапная, второстепенная, необязательная романтическая комедия – которая моментально лопнет, стоит только кольнуть иголкой. Однако обаяние перекрывает очевидные недостатки, зачем жаловаться, если так здорово, что все мы здесь сегодня собрались? Очаровывающая старомодность и переполняющая кадр теплота характерны для путешествий из эпохи в эпоху, начиная с «Полуночи в Париже» и заканчивая «Пурпурной розой Каира».
Завязка проста: знаменитый фокусник вызывается по просьбе старинного и единственного друга разоблачить мошенницу-экстрасенса. Колин Ферт с рассеянным взглядом сначала разговаривает остротами, а потом несет одухотворенную ахинею, переходящую в смущенное снисхождение до чего-то, похожего на любовь. Этакая смесь из традиционного образа самоуверенного, занудного, саркастичного джентльмена и, собственно, Вуди Аллена, невротика, меланхолика, рационалиста. Мужчина, девушка, обсерватория, звездное небо… Изобретение велосипеда редко выглядит столь трогательно. Даже при отсутствии экранной химии, режиссер не переходит в безвкусицу. Глазастая любительница шляпок, платьев, и безостановочного перекуса, прерывающаяся на «ловлю вибраций вселенной», в исполнении Эммы Стоун влюбляет в себя буквально все, что ее окружает. Начиная с камеры, заканчивая большинством мужских персонажей. Очередная муза, что поделать.
Есть магия или нет – не важно, важно, что красивая девушка может раствориться в лунном свете
Притом Аллен жонглирует давно отработанными элементами, выкидывая их в случайном порядке. Фундамент из того же материала – скептик, даже после срыва покровов со всего сверхъестественного, может найти чувства глубоко-глубоко внутри, ведь мы все умрем, а наш путь хаотичен и тернист, пусть хоть что-то его скрашивает. Перемешать самоцитирование с атмосферой фильмов Эрнста Любича. Включить джаз («You do, something to me, something that simply mystifies me» – обязательно повторить несколько раз, чтобы сделать центральную мысль еще очевидней), посадить двух актеров рядом, дать им диалог на десять минут и заставить объяснять все «спонтанные» процессы, заодно иронизируя по поводу банальности ситуации. Старые, как сам Вуди, методы, которые, впрочем, работают в давно изжившем себя жанре.
Сам по себе такой выход на сцену не слишком значителен или важен. Жизнь здесь – комедия, без излишек трагедии. Герои не выходят за рамки простой задачи, характеры просты и окрашены только в один цвет. Подкупает отсутствие претензии, единственная задача – сделать приятно и позабавить. Творец бормочет на любимые темы полтора часа, бормочет уверенно и остроумно. Никаких сомнений и стук, подающий надежду на светлое будущее. Стук под аккомпанемент тающего сердца. Это хеппи энд. Пусть хотя бы у двух таких разных, несовместимых людей в двадцатых годах все будет хорошо. Есть магия или нет – не важно, важно, что красивая девушка может раствориться в лунном свете.