////Old fashioned. “Инцидент, или Случай в метро” Ларри Пирса

Old fashioned. “Инцидент, или Случай в метро” Ларри Пирса

Инцидент, или Случай в метро (The Incident), 1967, Ларри Пирс

Стас Селицкий рассказывает об архивном триллере Ларри Пирса

Два отморозка-маргинала после игры в биллиардной решают весело продолжить вечер с преступным умыслом. Дорога приводит их в полуночное метро к обычным людям, по тем или иным причинам задержавшимся допоздна. И одного вандализма этим темным личностям явно будет недостаточно.

Основной конфликт «Инцидента» представлен, как на ладони: по-театральному понятно и обстоятельно. Эта история про столкновение проходимцев, ищущих на улице вызов, и людей мирных, которые устали и очень хотят домой. Рассказ был написан драматургом Николасом Э. Баером с большой оглядкой на сюжетную композицию и общественную подоплеку «Двенадцати разгневанных мужчин» Сидни Люмета, лаконичность и изящность которых поразила многих. 50-е − то время, когда проблема расовой сегрегации достигла нового пика после покушения на Мартина Лютера Кинга (в его дом закинули бомбу). Когда люди друг другу явно несимпатичны, а выйти отдышаться нельзя, то реакция не заставит себя долго ждать. В отличие от монументального судебного сюжета Роуза, где участники круглого стола были обозначены по ходу действия (и не один раз), Баер прибегает к задержанной экспозиции, представляя будущих героев в классовых и гендерных подробностях: старики, молодожены, итальянцы, афроамериканцы и даже военные, тем самым оттягивая неизбежное. В движении находится не только злополучный поезд, но и чувства персонажей, которые не в восторге от прожитого дня ещё до инцидента.

Кадр из фильма “Инцидент, или Случай в метро”

Благодаря однообразности пространства как физического (основное действие разворачивается в вагоне поезда метро), так и культурного, «Инцидент» может отлично существовать вне кино. Баер по подобному сюжету ставил спектакли, а в 63-м успел адаптировать его для телевидения под названием Ride with Terror, уместив все в часовой фильм. Через год режиссёр Ларри Пирс, дебютант в большом кино, получил серебряную каннскую ветвь, а потом крепко увяз на телевидении, где занимался приключенческими сериалами. Для возвращения в кино как раз попался сценарий Баера, тоже стачивающего свое перо в телевизионной кабале. После ленты Сидни Люмета прошло почти десять лет, и индустрия находилась на пороге вступления в эпоху Нового Голливуда с отменой кодекса Хейса касательно этического и морального облика выходящих в прокат лент. А это означало, что подонки на экране могут быть настоящими подонками без цензурных и драматургических условностей, что подчеркивало реализм. Этим Пирс и решил воспользоваться, предвосхитив переход к новому, более жесткому и неприукрашенному кино.

Кадр из фильма “Инцидент, или Случай в метро”

«Инцидент» был снят оператором Джералдом Хиршфелдом, уже успевшим поработать с Люметом, в броской нуарной стилистике, внешняя агрессивность которой удачно работает на отражение безумия асфальтовых джунглей. И это несмотря на завершение классического нуарного жанра, взявшего передышку и оставившего богатое наследие, и широкое применение технологии покраски фильмов под брендом Техниколор, обеспечивающего широкие возможности для цветовых решений. Цветовое кино становилось модным и все более доступным. Причин для монохромного выбора было несколько: Хиршфелд делал тестовые фотоснимки в блеклом цвете, но результат был недостаточно мрачным и фотореалистичным, к тому же черно-белый фильм банально был дешевле в производстве. Нью-Йоркский департамент транспорта разрешения на съемки не дал, поэтому большая часть натурных снимков была сделана исподтишка – Хиршфелд со своим сыном вдоволь накатались по паутине метро, пряча камеру в сумках и картонных коробках. Метод сложный из-за мобильности, в почти документальных условиях и недостатка света – ведь его источников ночью немного, а казенное освещение недоступно. Местом и временем действия наглядно обусловлен фотографический стиль – это мокрые ночные улицы Бронкса со столбом испарений и редким пронизывающим светом фонарных столбов да поезда, с гулом проносящиеся по городским каньонам. Свет подобен вырывающемуся наружу накопленному стрессу и ненависти. Нью-Йорская подземка – памятник урбанизации, где людские души теряются в удушливых толпах и ожидании поездов (задержки между составами могут составлять минут 15 даже в настоящее время). В противовес можно поставить «Тени» Джона Кассаветиса (1958), разворачивающиеся на условно идиллическом Манхэттене по соседству, – ведь мы живем в мире, связанном системой одних и тех же законов, артерий, вопреки материальному и демографическому неравенству.

Будучи предвестником новой искренности кино Америки 70-х (в первую очередь, «Таксиста» Мартина Скорсезе), «Инцидент» глубоко в себе несёт антимораль – отличие плохого человека от среднестатистического в том, что он принял себя таким, какой он есть

События внутри вагона уже были сняты на студии с поставленным светотеневым рисунком и имитацией движения, где оператор часто прибегает к портретным кадрам для глубокого отображения эмоций актеров. Под стать изобразительному контрасту и поведение антигероев − Мартин Шин и Тони Мусанте органичны и по-своему притягательны. Они призраки ночи без прошлого и будущего, выполняющие роль зла необходимого, обличающего и беспорядочного. Кино Пирса в большей степени не жанровое, а содержательное, обобщенное картиной бесконечного противостояния добра и зла, одного поведения и другого, антисоциального. Режиссера интересует не столько антропологический корень предмета изучения и отношения людей как таковые, сколько ответ на вопрос о сущности каждого отдельно взятого человека, который исторически взволнован и соблазнен гранью допустимого. Эта идея отлично проецируется на зрителя − платье «черненько, да совесть беленька». Поэтому киноязык в «Инциденте», как его основополагающая интонация, дополняемая работой композитора, двоякий. Он представлен синтезом прошлого (театрального единства, репортажной хроники и природой простого, оттого подлинного зла), но в этом старомодном сочетании работает на развитие кино, унифицируя опыт и создавая платформу для следующего поколения. В настоящее время тема фильма себя не исчерпала благодаря универсальности и социальной значимости. Но элемент игры со зрителем заключается в том, что, будучи предвестником новой искренности кино Америки 70-х (в первую очередь, «Таксиста» Мартина Скорсезе), «Инцидент» глубоко в себе несёт антимораль – отличие плохого человека от среднестатистического в том, что он принял себя таким, какой он есть, всего без остатка. Грубо говоря, сам человек плохой, и ничего с этим не поделаешь.

Яндекс.Дзен
Хронология: 1960-е | | География: США
Автор: |2019-01-25T14:35:23+03:0029 Январь, 2019, 11:22|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|Теги: |
Стас Селицкий
Пьет газировку, курит «Звездные войны», предпочитает бодрый лаконизм в духе старой «Афиши». В свободное время одной левой пишет всемирно известную эпопею про медленное вымирание семейства Старков. С его точки зрения это та еще попса, но проклятый vox populi требует продолжение банкета. В целях конспирации выдает себя за кинообозревателя журнала «Мир Фантастики» и держит на зарплате смешного деда в капитанской фуражке. Прибыль делят пополам.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok