“Притяжение”, “Большая игра” и другие лучшие фильмы 2017 года по версии Анны Дедовой
10. «Тельма»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/kinopoisk.ru-Thelma-3065069.jpg)
“Тельма” менее известного Триера – Йоакима – настолько незаметно шла в прокате, что выцепить дневные или вечерние сеансы, а не глубокополуночные было сложновато. Фильм заслуживает внимания не только формально – из-за своей номинации на “Оскар” от Норвегии, но и по существу “скандинавского” феномена лично для меня.
Наверное, меня завораживает то, как выкристаллизовалась толерантность в их общественной формации. Теперь это такая вещь в себе, где ничего не вызовет удивления: ни религиозная семья, ни целующиеся девушки, ни главная героиня с парапсихологическими способностями, а всеобщее уважение равняется тотальному пофигизму и приводит к одиночеству. Не зря “Тельму” называют “Кэрри” современности. Ортодоксально настроенные родители больше не кидаются на непослушное дитя с ножом, а каждый вечер настойчиво выспрашивают, во сколько на самом деле были лекции, и что же дитя готовит и покупает. Девочка-задротка больше не шлепает робко по улице в приютском платье до пола, а идёт на тусовку с накрашенными губами и берет ту, кого хочет. “Тельма” не про столкновение старого и нового времени и присущих им идей, эта картина – о зарождающейся сексуальности и женском взрослении, пару сцен в которой даже хочется попересматривать. Ведь мужской балет и заползающая в глотку змея раньше не смотрелись так кинематографично.
9. «Тебя никогда здесь не было»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/kinopoisk.ru-You-Were-Never-Really-Here-3153427.jpg)
По-стеснительному брутальный, компактный и сжатый sort of нуар. В минувшем году лично для меня отличился КПД единицы хронометража – режиссёр Линн Рэмси не потратила просто так ни минуты из удивительных для нынешнего кино часа 29 минут, а не привычных over 2 с половиной часов. Феникс одновременно фрустрировал и спасал шкуры. В “Тебя здесь…” все составляющие подходящего для меня кино, эксплуатирующем стиль, оставшийся после рефновского “Драйва” – интересные цветовые решения, помноженные на звуковой ряд, молчаливый главный герой, играющий одними глазами. Правда, место защищаемой заняла несовершеннолетняя, что добавляет противоречивости и неловкости при просмотре. Робеет и съемочная группа, монтируя фильм так, что все 18+ остаётся за кадром.
8. «Притяжение»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/kinopoisk.ru-Prityazhenie-2768962.jpg)
Наверное, место этой картины в топе будет неожиданным, но “Притяжение” стало для меня первым российским фильмом, направленным на штурм бокс-офиса и одновременно на защиту не таких, как все. Непонятно, осознанно или нет, у Бондарчука вышло кино, которое пытается говорить с молодежью на одном языке и в котором куча гопников, пинающих культурного мирного пришельца, наконец-то оказывается в дураках, а не становится героями. Единственная кассовая отечественная картина, после просмотра которой не было противно от ура-патриотических настроений.
7. «Оно»
![251049](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/251049.jpg)
Боитесь ли вы клоунов так, как боюсь их я? Но римейк “Оно” показался значительным не только и не столько, как хоррор. Фильм играет на модной теме 80-х. Забавно, что при создании сериала “Очень странные дела” авторы вдохновлялись Кингом, а в 2017 фильм по Кингу по атмосфере сравнивают как раз с этим сериалом. “Оно” – история о взрослении и детской дружбе в мире, где клоун из канализации далеко не самое страшное, что может встретиться подростку в реальности – от проблем в семье до смертельно опасных издевательств в школе.
6. «Назови меня своим именем»
![Зовименясвоимименем1](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/Zovimenyasvoimimenem1.jpg)
Awkward is the new sexy, а Тимоти Шаламе – символ этого лозунга. Экранизация coming of age истории получилась сообразной эпохе и настроению внутреннего мира главного героя. Наверное, попадание Шаламе – главная удача картины, место действия которой проходит в Италии, а актёр выглядит сошедшим с полотен времен Возрождения. Фильм оставляет после себя чистую эмоцию как напоминание о том времени, когда сама встречаешь первую взрослую любовь и замираешь от чувства стыда и предвкушения. В “Своим именем” есть что-то от античной культуры мужской дружбы, жаль только, что в концовке отец героя поговаривает вслух то, о чем зрители сами должны были догадаться.
5. «мама!»
![mother (3)](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/mother-3.jpg)
Показалось, что ещё раз показали “Антихриста” фон Триера, только в лайт-версии без женских органов на букву “к”. Ну и на месте ДжейЛоу я бы крепко обиделась на режиссера и перестала с ним встречаться, отсмотрев финальный монтаж, особенно с ее отношением к сексизму, о котором недавно узнала. Пусть камера только за ней и следит, что вроде бы должно льстить актрисе. Только око это не любящее, а скорее всевидящее. Сказать больше помешает боязнь испортить просмотр смысловыми спойлерами, поэтому просто обозначу в качестве пособий по расшифровыванию местных киношных метафор либо экологическое, либо религиозное чтиво, ведь я стою на защите прав всех.
4. «Тоня против всех»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/kinopoisk.ru-I_2C-Tonya-3101436.jpg)
В этом году два биографических фильма показались мне заслуживающими места в топе благодаря центральным женским персонажам. Один из них – “Тоня против всех”, давший новое развитие карьере Марго Робби. Как известно, в 90-е умирали люди и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою. Образ фигуристки Тони Хардинг как нельзя лучше подходит к словам этой песни. Псевдодокументалка о жизни “белого мусора”, оказавшегося в элитном виде спорта, рассказывает о противостоянии героини со всем миром и с самой собой, которое она, как известно, проигрывает. Чёрная комедия, от горечи которой надрываешь живот от смеха, смотрится тем интереснее, когда вспоминаешь, что суд над Тоней проходил практически одновременно с началом дела О.Джей.Симпсона, и понимаешь, что пресловутое слово “паблисити” имеет решающее значение при вынесении приговора.
3. «Призрак в доспехах»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/kinopoisk.ru-Ghost-in-the-Shell-2926234.jpg)
От “Призрака в доспехах” не оставили камня на камне еще на стадии кастинга, когда на главную роль взяли белую женщину, поэтому обвинения в потере аутентичности оригинальной манги легко можно было предвидеть. Но сейчас футуризм – довольно редкий гость на экранах, ведь по сути мы и живём в несбывшемся будущем, которое нам предрекали в 80-х,а сдвигать прогнозы на десятилетия, когда все пророчества для мира уже услышаны, не столь интересно. Но стилистика подобных лент продолжает оставаться любимой, а поиски самих себя в роботизированном обществе все так же актуальны. Голограммы всех стран, соединяйтесь!
2. «Большая игра»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/kinopoisk.ru-Molly_27s-Game-3097414.jpg)
Аарон Соркин – любимый сценарист, сериалы за авторством которого остаются прибежищем для дорогой сердцу “либеральной пропаганды”, где пулеметные диалоги можно разбирать на цитаты. Режиссёрский дебют не становится исключением – центральные персонажи все так же кристально чисты и верят в базовые демократические ценности даже перед угрозой тюремного заключения, как это происходит с держательницей нелегальных казино Молли Блум. Вы думаете, что она гангстер без страха и упрёка? Отнюдь нет, она ведёт свою Большую игру по правилам, и лишь переработка вынуждает обратиться к стимуляторам, что, как следствие, приводит к потере внимания и моральных ориентиров в бизнесе. Пожалуй, таких историй, находящихся в вакууме, сейчас не так уж и много – миром правит контекст, но от этого принципы Соркина ещё ценнее.
1. «Бегущий по лезвию 2049»
![kinopoisk.ru](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/08/kinopoisk.ru-Blade-Runner-2049-3047537.jpg)
Даже если Вильнев экранизирует пакет молока, то эта работа все равно заслужит от меня высший балл. Все сказанное о футуризме в “Призраке в доспехах” актуально и для “Бегущего“, который к тому же и начинает провисать после появления в кадре Харрисона Форда. Но, наверное, из всех современных режиссеров Дени Вильнев у меня, как говорится, #навсегдавсердечке. Есть ощущение, что если бы в мастерскую Сокурова в своё время поступала бы я, а не Кантемир Балагов, то моей голубой мечтой было бы снимать именно как Дени. От того, как в его фильмах раз за разом сходятся в одной точке работа оператора и композитора с авторской мыслью, замирают мои звуковые, зрительные и понимательные рецепторы. История с “Бегущим по лезвию” все же совсем иная по сравнению с его предыдущими картинами, где Вильнев строил свою философию исключительно на своих же художественных приемах, поэтому возникали опасения, не заблудится ли режиссер в трёх соснах – камере Роджера Дикинса, привычном белом шуме саунда и своём стремлении найти что-то большее в стандартной фабуле антиутопии/постапокалипсиса. Да, Вильнев в той или иной степени оказался заложником классической уже киновселенной, но, тем не менее, все также транслирует свои наджанровые идеи интровертного гуманизма – тут тебе любовь, душа, рождение чуда и вот это вот все.
Помогает ему в этом и Гослинг, который вспоминает навыки “Драйва” и вновь находит себя в немногословной роли, и все как на подбор типажные фрики – представительницы прекрасного пола мира репликантов и людей от зализанного штандартенфюрера Мадам до идеальной машины для создателя Лав. Новый “Бегущий по лезвию” отстраненно красив и меланхоличен. Может, это не то, чего ждут от фантастического боевика, но каждую осень Вильнев стабильно очень метко попадает в мое настроение. Судорожно ф5чу страницу режиссера, не нахожу планов на 2018 – “В клетке, в клетке, в клетке, связанные, связанные, обнаружена аномалия”.