“По ту сторону надежды”, “Добытчица” и другие лучшие фильмы 2017 года по версии Генри Де Лири
10. «Звёздные войны. Эпизод 8. Последние джедаи»
Неоднозначное кино, если не сказать провальное в глазах многих фанатов франшизы. Говорить, что ругать не за что – врать прежде всего самому себе. Но, вместе с тем, если закрыть глаза не некоторые недочёты, неизбежные для проектов такого уровня, можно отметить попытки обновить закостеневшую в ностальгическом маразме серию. Только методы были радикальны, как сбрасывание учащегося плавать ребёнка в открытое море. Что и дало такой неутешительный итог. Но есть надежда, что, если не девятый эпизод, то просто время поможет справедливо оценить достоинства и недостатки.
9. «Тор. Рагнарёк»
Что происходит с Диснеем? Вот казалось бы злобная и безжалостная мегакорпорация, которая завтра может купить тебя, но каким-то образом получается, что режиссёры наравне с главными героями становятся незаменимыми звёздами (нелепая сага с увольнением Джеймса Ганна тому подтверждением). Тайка Вайтити с третьим Тором однозначно поддерживает эту тенденцию. Новозеландец буквально спас бога грома от смерти. Скучно пафосного, не вызывающего особого ажиотажа у публики, его уже собирались по-тихому ликвидировать в Мстителях, но теперь эта идея выглядит абсурдно. А Вайтити нарабатывает на звание лучшего комедиографа современности. Все в выигрыше.
8. «Логан»
Закрывая в этой десятке тему саг и комиксов, преступлением было бы не отметить Логана. Если бы вся поп-культура была бы хотя бы близко такой, мы жили бы в лучшем мире. Движущей силой Логана являются не драки и жестокие расправы, а, как бы банально не звучало, отношения и характеры. Этого постоянно не хватает в комикс-экранизациях, но в самих комиксах, если мы говорим о лучших образцах, это то за что герои получили свою популярность. И Логан, с близкой фестивальному кино повествовательностью, в этом аспекте ни разу не разочаровывает.
7. «По ту сторону надежды»
Аки Каурисмяки не гонится за славой и деньгами, а вручению Оскаров предпочитает рыбалку на бескрайних озёрах Финляндии. И даже кино на такую трендовую тему, как проблема беженцев у него получается максимально аполитичным. “Мне плевать виноваты ли американцы, русские или ИГИЛ” – говорит главный герой фильма. И в полной мере эту позицию можно приписать режиссёру. “По ту сторону надежды” всё то же меланхоличное и спокойное кино Каурисмяки, какое он снимает почти 30 лет.
6. «Добытчица»
Отправной точкой студии Cartoon Saloon, покорившей зрителей анимационными картинами “Тайна Келлс” и “Песнь моря”, была Ирландская мифология. Теперь же они обратились к ближневосточной. В истории об афганской девочке, вынужденной притворяться мальчиком ради выживания себя и своей семьи, беспросветной реальности противостоит сказка и временами даже побеждает. Трагичность “Добытчитцы” не столько в беспокойной судьбе конкретного человека на фоне военных игр, сколько в забытии и упадке многовековой культуры. Поиск красоты на обломках. Никакой политики.
5. «Тёмные времена»
Возможно есть в этом фильме ляпы (ага, расист Черчилль братается с чернокожим Джоном Смисом в лондонском метро), на которые историки могут томно покачать головами, но главная составляющая картины, а именно неоднозначный образ величайшего британского политика, получилась очень точно (да, если забыть про негра в подземке). А Гэри Олдман во всём великолепии доказывает, что килограммы грима не способны препятствовать мастерству британской актёрской школы.
4. «Ван Гог. С любовью, Винсент»
“С любовью, Винсент” заставляет переосмыслить значение слова анимация, поскольку в техническом плане это нечто большее. Шутка ли рисовать “мультик” маслом на холсте. Одного этого хватило бы упоминания по крайней мере в числе занимательных проектов года, но это не единственное художественное достоинство. Неординарный взгляд на жизнь и личность Ван Гога, большую часть времени даже без его присутствия, достоин внимания как и ценителям великого художника, так и просто любителям анимации и европейской драмы.
3. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
О билбордах, Макдоне, Макдорманд, Рокуэлле и остальных уже было сказано достаточно. Горькая ирония, яркие неоднозначные герои, продуманные диалоги. Ирландец редко но метко снимает тонкое кино и превращает своё имя в режиссёрский и сценарный бренд. Три билборда сложно невзлюбить, ведь это и повестка дня, и вневременная драма, и умная комедия порой даже одновременно в одном эпизоде.
2. «Убийство священного оленя»
Дилемма движущийся вагонетки в интерпретации Йоргоса Лантимоса с аллюзиям на греческую мифологию и неуёмной жестокостью. То что стоило ждать от греческого духовного брата Ханеке, то и состоялось. Инфернальная атмосфера, стильно умирающая актёрская игра и неумолимый психологический прессинг. Но самая лучшая находка – подросток-полубог с расстройством аутического спектра. Однозначно такое описание всемогущего антагониста – последнее, что придёт на ум.
1. «Горе-творец»
Джеймс Франко сам по себе не так уж далёк от лавров горе-творца, снимая и снимаясь в сомнительных проектах. Но периодически бывают озарения, позволяющие держать свою карьеру и репутацию на плаву. Очень удачная находка и в истории и в образе Томми Вайсо, эксцентричного наследника Эда Вуда. Лучший комедийный перформанс года, куда более тонкий, чем в тех проектах, к которым прикладывает руку Франко. Но и безупречная передача странного образа Вайсо, ставшего теперь живой легендой, не главное за что можно назвать фильм лучшим. Все фильмы об упорных исполнителях мечты заканчиваются исполнением этой мечты. Здесь ситуация иная, что комичное делает трагикомичным. А настоящая трагикомедия ценится всегда.