/, Подборки, Статьи/Итоги-2020. 11 исторических фильмов 2020 года

Итоги-2020. 11 исторических фильмов 2020 года

Краткий обзор исторического кино 2020-го года от Игоря Нестерова

Немного старомодная, но отменно сыгранная и исторически безукоризненная костюмная драма в стилистике Холодной войны об информаторе-неудачнике из ГРУ СССР Олеге Пеньковском и его кураторе из британской МИ-6 Гревилле Винне. Дуэт Бенедикта Камбербэтча и Мераба Нинидзе, известного по лентам Алексея Германа-младшего, лучшее, что есть в этом фильме. Внутренняя химия между исполнителями главных ролей придает сюжету полноты и рельефности, маскируя его слабые стороны. Кино ценно тем, что проливает свет на подзабытую страницу из летописи гонки вооружений между сверхдержавами и делает это куда более бережно и правдиво, чем, например, титулованный «Шпионский мост» (2015) Стивена Спилберга.

Образ главного французского государственного лидера XX века давно просился на киноэкран. Но ленту Гэбриела Ле Бомина про бесславную капитуляцию Третьей Республики перед Третьим Рейхом в 1940-ом году вряд ли можно назвать удачным посвящением Шарлю Де Голлю. Предводитель свободной Франции в исполнении Ламбера Вильсона (Меровинген из «Матрицы»), невзирая на подчеркнутую аристократичность, предстает фигурой сероватой и невнятной. Фабула выглядит крайне сумбурной, а ключевые сюжетные ходы беззастенчиво позаимствованы из английской постановки «Темные времена» (2017) про премьер-министра Уинстона Черчилля. Впрочем, фильм несколько вытягивает напряженная история спасения семьи Де Голля, которая едва не оказалась в заложниках у Гитлера на оккупированной немцами французской территории.

Портреты достославного венского классика появляются в фильмах регулярно ещё со времен немого кино. Свежая экранизация жития глухого гения выполнена без особых находок и костюмного размаха, но вполне прилежно. Сюжет петляет между детством, романтичной юностью композитора и угрюмой старостью. Центральная тема – отречение Бетховена от мирских радостей и любви ради музыки. Некоторые моменты (например, встречи с Моцартом) явно вымышлены, но основные события, описываемые в фильме, исторически корректны. Актеры Ансельм Бресготт и Тобиас Моретти, играющие Бетховена в молодости и пожилом возрасте, чутко ухватывают и передают черты своего героя, его сомнения и конфликты. На выходе получился средний, но дельный байопик.

Создатели драмы о французском партизанском подполье в период гитлеровской оккупации безошибочно выбрали главного героя. Знаменитый мастер пантомимы и спаситель еврейских детей от гестапо Марсель Марсо идеально подходит на роль сталкера по аду Холокоста. Режиссер и сценарист Джонатан Якубович сталкивает характерами светлого клоуна Марсо с инфернальным эсэсовцем Клаусом Барбье, прозванным «леонским мясником». Это противостояние – ядро всего фильма, который по прочим критериям мало чем отличается от десятков других кинотворений о гражданской борьбе с фашизмом. Ролевое перевоплощение Джесси Айзенберга и удачные сюжетные решения рождают полотно о победе искусства и гуманизма над мракобесием нацизма.

Черно-белая киноповесть Андрея Кончаловского о Новочеркасском бунте 1962-го года – это редкая для сегодняшнего дня попытка глубокого погружения в историческую канву. Местами холодное, местами ироничное, местами злое и жестокое зрелище наполнено комплексным пониманием не только трагедии в Новочеркасске, но и эпохи в целом. Тут нет эмпатии к расстрелянным протестующим, но есть грамотное и точное воплощение отношений между советской (российской?) властью и народом. Без липовых мифов и фальшивых миражей. Седовласый режиссер смотрит вдаль времен без жалости, но с горькой усмешкой и твердым сознанием того, что можем повторить.

Полуторачасовой морской вояж Тома Хэнкса и Ко не основан ни на каком конкретном историческом эпизоде Второй мировой войны. Все герои и факты выдуманы писателем-беллетристом Сесилом Форестером ещё в середине 1950-х годов. Тем не менее сюжет фильма и книги Форестера «Хороший пастух» – это драматизация реальных миссий американских торговых конвоев в Атлантике, которые часто становились жертвами «волчьих стай» – организованных нападений немецких подлодок. Фильм пестрит красочными морскими баталиями, изобилует океаническими пейзажами и наполнен атмосферой приключенческой романтики. Чего не хватает «Грейхаунду», так это вдумчивого взгляда на войну и военное время: картина выполнена слишком прямолинейно и неукоснительно следует традициям бравурно-патриотического голливудского ретро.

Длинная биографическая лента о чешском травнике и народном целителе Яне Миколашеке – гибриде Мичурина и Кашпировского. Славянский медиум лечил не только рядовых сограждан, но и многих сильных мира сего: от заместителя германского фюрера Мартина Бормана до президента ЧСР Антонина Запатоцкого. Аутист и интроверт Миколашек показан человеком одаренным, но не вызывающим симпатию, несмотря на жертвенность образа. Лейтмотивы фильма – гомосексуальность героя, его слепое следование зову таланта и преследование со стороны нацистских, а затем советских спецслужб. Главное, что вызывает интерес к постановке – её экзотичность. Не каждый год выходят исторические фильмы о болезненных экстрасенсах, определяющих будущее по банкам с мочой.

Тюремный триллер о временах борьбы с апартеидом в Южной Африке. Два политических активиста брошены за решетку из-за попыток уравнять в правах белых и черных жителей страны. Их дерзкое бегство из застенков режима обыграно довольно живо и адреналиново. Дуэт Дэниела Рэдклиффа и Дэниела Уэббера нельзя назвать успешным, однако каждый по отдельности вполне достойно справляется со своей ролью. Фильм не совершает никаких открытий, особенно для знатоков тюремного жанра, однако ясно и отчетливо передает тупость и жестокость расистской эпохи в ЮАР, которая закончилась всего каких-то 30 лет назад.

Вторая по счету батальная картина о так называемой «подземной войне» в период Первой мировой. По сравнению с австралийским «Ниже холма 60» (2010), предыдущим фильмом на эту тему, британская постановка вышла куда более тусклой и проигрывает практически во всем: актёрская игра, качество сценария, проработка персонажей, эпический размах. Фильм состоит из бесконечных диалогов между английскими солдатами и офицерами, перемежаемых артобстрелами и рытьем тоннелей для подрыва немецких штабов и орудий. Интересным это действо может показаться только фанатам военной истории и любителям скромных, но необычных боевых аттракционов.

Однажды «добрый король» Анри (французский монарх Генрих IV) посылает группу инквизиторов, чтобы покончить с ведьмами в стране Басков. Не найдя ковена, рьяные церковные служители запирают в казематах пятерых случайных девушек и заставляют их признаться в чародействе и дьявольских кознях. Колоритный испанский фильм о зверствах инквизиции в XVII веке представляет собой смесь антиклерикального памфлета и пыточного эксплотейшна. Тем не менее создатели не передергивают факты и предельно точны в своем изложении тех далеких событий. Католические фарисеи в рясах и мантиях маниакально подавляют женщин и женскую свободу, а сущим дьяволом предстает вовсе не выдуманный козлорогий монстр, а благочестивый судья Пьер де Ростеги.

Голливудская сказка о гениальном сербском визионере чем-то напоминает поздние экспериментальные фильмы Кена Рассела на стыке драм и мюзиклов. Изображение Николы Теслы, отца переменного тока, смотрится неожиданно, если не сказать, странно и чудно. Вопреки сложившемся представлениям о герое Итан Хоук играет человека хлипкого и слабого, не способного найти применение своему дару в мире дикого американского капитализма, где всё ради денег. Великого футуриста, как щепку, бросает между олигархами (Вестингауз, Морган, Эдисон), и каждый из них норовит высосать из наивного эмигранта все знания и идеи, ничего не предоставив взамен. Фильм Майкла Алмерейда – антиисторичен и поверхностен в той же мере, в которой оригинален по своему визуальному стилю и интересен по исполнению.

ВКонтакте
| |
Автор: |2022-01-22T21:12:32+03:0024 Январь, 2022, 11:10|Рубрики: Итоги, Подборки, Статьи|
Игорь Нестеров
Гигант мысли, отец русской демократии, двойник Квентина Тарантино. Политическое кредо — всегда. Путешествует из Петербурга в Москву на манер Александра Николаевича Радищева. Предпочитает разумный центризм, эволюцию и темное пиво. Со смертью Махатмы Ганди потерял единственного достойного собеседника и ударился в эссеистику.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok