///Премьера: “Параллельные матери” Педро Альмодовара

Премьера: “Параллельные матери” Педро Альмодовара

Все-таки пересекаются

Параллельные матери (Madres paralelas), 2021, Педро Альмодовар

Дмитрий Котов рецензирует новую картину Педро Альмодовара, выходящую в российский прокат 3 февраля

Тема материнства, материнской любви и сложностей семейных отношений между поколениями яркой линией проходит через все творчество Педро Альмодовара. Способность превратить сюжет мыльной оперы в драматическое произведение высокого искусства и с неповторимым изяществом передать человеческую трагедию даже через призму самых грязных и диких деталей сделала почерк режиссера уникальным и узнаваемым. «Параллельные матери» — во многом очень «альмодоварская» история, хоть и выглядит на фоне классических примеров из фильмографии мастера более простой, универсальной и не лишенной перегибов.

В отличие от фильмов «Все о моей матери», «Возвращение», «Кожа, в которой я живу», «Цветок моей тайны» и других работ режиссера, где интерес к происходящему подогревается важной сюжетной загадкой, «Параллельные матери» практически лишены интриги. Видя, как две женщины — уже не молодая Дженис  и совсем юная Ана — знакомятся в роддоме и обсуждают свои неожиданные беременности, только самый наивный зритель не догадается, что произойдет с их младенцами. Халатность сотрудников медицинского учреждения обеспечивает прочную связь двух матерей, которая не будет отличаться запутанными сценарными поворотами и кавалькадой ярких событий, довольно скоро замкнувшись в треугольник «мама-1 — малышка — мама-2». Впрочем, зрителю будет дана возможность еще глубже проникнуться ключевой темой фильма, ведь новоиспеченным мамам не очень повезло с их собственными матерями — одна умерла молодой от передозировки наркотиков, вторая — явно не из тех, кого принято называть хорошим родителем. Адьмодовар концентрируется на чувствах и эмоциях женщин, повышая уровень напряжения и методично подталкивая героинь к развязке, которая, согласно постулату о том, что все тайное становится явным, неминуема.

Кадр из фильма “Параллельные матери”

Безусловно, картина строится на актерском тандеме давней музы Альмодовара Пенелопы Крус и ее молодой коллеги Милены Смит, для которой роль Аны стала всего лишь второй крупной в карьере. Как ни странно, свежая и экспрессивная Милена остается убедительной на всем протяжении ленты, а вот работа многоопытной Пенелопы в этот раз не кажется идеальной: местами она выдает поразительно точные и насыщенные сцены, но в иной раз — банально переигрывает. Нестабильность актрисы можно отчасти объяснить как постоянным нервным напряжением на съемочной площадке, так и объективной сложностью персонажа: по словам самого режиссера, Дженис противоречива и имеет двойственные мотивы, моральная дилемма наполняет ее чувствами вины и стыда. Находящегося в дисгармонии с собой человека, лишенного твердой определенности в мыслях и чувствах, сыграть непросто. Но видится и другая причина: виртуоз драматургии Альмодовар в «Параллельных матерях» позволяет себе неожиданно избыточные, надуманные и попросту лишние диалоги, разбавляющие градус напряжения. В эпизодах, когда один лишь взгляд Пенелопы Крус или поза Милены Смит исчерпывающе раскрывают суть происходящего без единого слова, героини продолжают разжевывать и обмусоливать то, что даже в озвучивании не нуждалось. Подобные моменты в определенной степени обесценивают актерский труд.

Альмодовар, безусловно, большой знаток женской натуры и, вероятно, даже понимает женщин лучше, чем женщины понимают сами себя. В «Параллельных матерях» мужчины фактически вынесены за скобки повествования, более-менее заметную роль играет только криминалист-антрополог Артуро — отец ребенка Дженис. «We should all be feminists» — написано на футболке Дженис, и это, положа руку на сердце, весьма топорный прием. С феминизмом все вроде бы ясно, но мы знаем, что и на ЛГБТ-тематике Альмодовар тоже, по понятным причинам, собаку съел, он умеет ввернуть ее максимально органично и деликатно. Но и тут не скажешь, что вышло гладко: лесбийский фактор в «Параллельных матерях» выглядит несколько натянуто и фальшиво, хоть формально и объясняется — по крайней мере, со стороны Аны — насилием со стороны мужчин и, как следствие, уклоном в противоположную сторону.

Альмодовар выводит сюжет на новый уровень, связывая локальную историю матери и ребенка с глобальной историей страны, подчеркивая незаменимость материнской любви и важность родительской ответственности в контексте не только семейном, но и национальном, общечеловеческом, антропологическом.

Что бы то ни было, Альмодовар остается большим художником. Уже четвертое десятилетие рука об руку с ним работает оператор Хосе Луис Алькайне, камера которого видит великолепные дизайнерские интерьеры, наполненные светом, изящной мебелью и притягивающими внимание сюрреалистичными предметами искусства в стиле Дали. Как и всегда, с безупречным чувством вкуса проработан колорит картины, это излюбленные «альмодоварские» контрастные сочетания сочных глубоких цветов — красного, зеленого, оранжевого. Здесь даже морковка нарезается с изысканным шармом, а лежащий на столе смартфон звонит, будто в рекламе. Необходимое настроение в это царство эстетики вносит как всегда уместная и удачно подобранная музыка Альберто Иглесиаса — еще одного бессменного коллеги режиссера.

Свойственная фильмам Педро Альмодовара камерность нарушается в его новой работе масштабной темой братских могил жертв франкистов. Кино начинается с разговора о поиске места захоронения прадеда Дженис и заканчивается пронзительным и осознанным взглядом маленькой девочки, стоящей возле раскопанных археологами останков. Этой, по сути, кольцевой композицией Альмодовар выводит сюжет на новый уровень, связывая локальную историю матери и ребенка с глобальной историей страны, подчеркивая незаменимость материнской любви и важность родительской ответственности в контексте не только семейном, но и национальном, общечеловеческом, антропологическом. Несмотря на отсутствие неожиданных твистов, сырость отдельных диалогов и общую сценарную простоту, с этой задачей кино справляется отлично.

Telegram
| |
Автор: |2022-01-26T23:05:23+03:0027 Январь, 2022, 11:10|Рубрики: Премьеры, Рецензии|Теги: |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед, специалист по архитектуре. Автор видеоблога о достопримечательностях Москвы и не только. Между делом — суровый Grammar Nazi. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok