Билл за границей сознания
Какой чудесный день (It’s Such a Beautiful Day), 2012, Дон Херцфельд
Дмитрий Котов рецензирует и озвучивает мультфильм Дона Херцфельда специально для [Postcriticism]
Не будет преувеличением сказать, что часовой фильм «Какой чудесный день» стал вершиной творчества мультипликатора Дона Херцфельда, получившего известность на рубеже тысячелетий благодаря оригинальной короткометражке «Отвергнутые» (Rejected), номинированной на «Оскар» в 2001 году. Если вы даже не видели то девятиминутное рисованное пиршество абсурда целиком, вполне могли наткнуться на цитаты, картинки и гифки со странными человечками, нарезанные оттуда.
«Какой чудесный день» — это уже не просто подборка смешных гэгов с запредельным градусом неожиданности и курьезности юмора. Это полноценное законченное произведение о судьбе человека, отличающегося от других. Фильм создавался постепенно, частями, так что на суд общественности выносился в виде трех коротких эпизодов на протяжении нескольких лет. В 2012 году они были смонтированы в трилогию о теряющем рассудок Билле. Вместе с героем мы погружаемся в туманные глубины его фантастического бреда, прорываемся через бесконечный поток делирия, навязчивые идеи и бессвязные мысли, сочувствуем обострениям и радуемся ремиссиям. Мы постепенно узнаём о наследственном характере заболевания через обрывочные воспоминания Билла, старые фотографии и документы, проникаясь биографиями, от которых хочется смеяться и плакать одновременно. Мощнейшая энергетика ленты — в ее шокирующей эмоциональности, построенной на конфликте умопомрачительных шуток и демотивирующего трагического контекста. Красочные галлюцинации с забавными мультяшными персонажами вызывают смех, легко сменяющийся ужасом, приправленным инфернальными сущностями, фантомами и монстрами, роящимися в голове Билла и пробуждающими самые извращенные и неочевидные фобии. Хаотический ад безумца, не имеющий начала и конца, в котором прошлое и будущее сливаются в закольцованный цикл детских комплексов, семейного неблагополучия, страданий, лишений и бессистемного поиска смысла своего осколочного существования… Каждый окружающий Билла человек — своеобразный якорь, который не позволяет ему заблудиться и потеряться на просторах самого себя, цепляясь за самые ценные, яркие и красочные воспоминания. Центральное место среди них отводится бывшей девушке. Только с ней Билл чувствует себя счастливым, хотя никак не может вспомнить ее имя… А вы сможете? В одном-единственном кадре мультипликатор дает весомую, практически стопроцентную подсказку.
“Какой чудесный день”, рецензия
Техника, в которой выполнена эта работа — нечто новаторское, свежее и наделенное магической притягательностью. «Чудесный день» язык не повернется назвать просто мультфильмом. При создании этого 62-минутного шедевра было использовано огромное количество фотографий и коротких видео, некоторые из которых длятся не больше секунды, нашлось идеальное соотношение анимационного и кинематографичного, черно-белого и полихромного. Херцфельд показал себя блистательным и очень разноплановым художником, способным не только на рисунки в стиле «палка-палка-огуречик». Это виртуозное графическое и живописное видение, понимание роли света и цвета, бесподобное чувство композиции при построении кадра-коллажа, в котором каждая деталь сбалансирована и продумана с позиции расположения, динамики движения, фильтров, эффектов, красок… Безусловно, есть в этом всем и заслуга талантливого монтажера Брайана Хэмблина, помогавшего режиссеру в работе. Много всего происходит на экране одновременно и импульсивно, а закадровый голос ведет рассказ быстро, увлеченно и почти беспрерывно, поэтому не владеющему английским языком смотреть кино с субтитрами очень сложно — обязательно что-то упустишь…
Херцфельд показал себя блистательным и очень разноплановым художником, способным не только на рисунки в стиле «палка-палка-огуречик». Это виртуозное графическое и живописное видение, понимание роли света и цвета, бесподобное чувство композиции при построении кадра-коллажа, в котором каждая деталь сбалансирована и продумана с позиции расположения, динамики движения, фильтров, эффектов, красок…
Бог, как водится, в деталях. И Херцфельд — мастер находить их в повседневности, трактуя и ретранслируя столь необычным образом, что они заседают в голове и активизируют воображение. Поэтому не удивляйтесь, если после просмотра станете разглядывать мириады точечек на поверхности бумажного полотенца, втихаря от начальства на работе соберете пирамиду из трех степлеров, а в супермаркете возьмете фрукты только с дальнего края корзины. Наш реальный, жестокий и прозаичный мир прячется за причудливой анимацией Херцфельда, как слон за ветвистым деревом. Финальная треть фильма открывает для экзистенциального путешествия Билла новые горизонты. Красивая фантазия-рассуждение затрагивает вечные философские вопросы жизни, вселенной и всего такого. В следующей короткометражке Херцфельда «Мир будущего» (2015), тоже номинированной на «Оскар», нащупанная тема была продолжена, но масштабность, трудоемкость и эстетический облик авторского послания «Чудесного дня», пожалуй, остались непревзойденными. Под классические композиции Бизе, Штрауса, Вагнера, Рахманинова, Шумана и Шопена мы пролетаем сквозь мироздание, раскрывая тайны смерти, осознавая роль одного человека в истории всего человечества, постигая безграничность души и суть самого бытия, основа которого — любовь.