Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия!
Дмитрий Котов находит фантастику Никиты Аргунова красивой, но бестолковой
Современное российское кино массового потребления, настырно насаждаемое непритязательному зрителю-попкорноеду, продолжает налегать на фантастику и делать ставку на обилие компьютерной графики и спецэффектов. На очереди — «Кома», режиссерский дебют малоопытного Никиты Аргунова, в недавнем прошлом креативного продюсера фильмов Сарика Андреасяна. Наличие последней фамилии в титрах может отпугнуть (и, скорее всего, отпугнет) от просмотра «Комы» на большом экране, но постараемся же отбросить предрассудки и беспристрастно оценить плюсы и минусы данного проекта.
«Кома» недолго ведет нас за ручку к началу экшена, водоворот событий закручивается с первых же сцен. Молодой архитектор (Риналь Мухаметов) просыпается в помещении, похожем на собственную квартиру, но тут же понимает, что окружающий мир хаотичен, обрывочен, живет по совершенно неведомым законам и соткан из какой-то дряни, напоминающей черную плесень. Мир этот, как нам скоро пояснят, словно немыслимый 3D-паззл, конструируется из воспоминаний людей, попавших в кому, а время здесь течет в десятки раз медленнее, чем «снаружи» (привет, Кристофер Нолан!). Пока герой пытается припомнить свое имя и обстоятельства, при которых он выпал из реальности, трое суровых бойцов-партизан в стимпанковых прикидах спасают его от агрессивного существа — антропоморфной субстанции, похожей на жидкий гудрон. Успех операции стоит жизни одному из ребят, а остальные приводят Архитектора на базу отряда, где знакомят с предводителем Яном (Константин Лавроненко), который тут же называет нашего героя особенным. Но таблеточку на выбор почему-то не предлагает.
Кадр из фильма “Кома”
У каждого в отряде есть свои суперспособности: Фантом обладает недюжинной физической силой (Антон Пампушный), Флай лечит раны прикосновением (Любовь Аксенова), Астроном умеет составлять маршруты для перемещения по Коме (Милош Бикович), Спирит (Полина Кузьминская) чувствует приближение Жнецов — тех самых «гудроновых чуваков». Собственно, борьба с ними и занимает всё свободное время бодрствования. Жнецы — порождения погибшего сознания людей, чей мозг умер, но тело еще не отключено от аппарата искусственной вентиляции легких. Жнецы могут пожирать находящихся в коме, превращая их в себе подобных, аки зомби. Чтобы отрезать тварям путь к базе, нужна взрывчатка (много взрывчатки, Рико!), на поиски которой бойцы и выходят в рискованные вылазки.
Глядите-ка, стрелка на шкале бредометра стремительно поползла вверх, и пока она не дошла до критической отметки, осмотримся по сторонам. А ведь тут, друзья, красота неописуемая! Лепота! Кое-где, конечно, дешевым графоном с хромающей физикой отдает, особенно когда предметы и люди из локации в локацию перелетают, но это мелочи. Без шуток — «Кома» крайне приятна и увлекательна визуально. Интересно узнавать и рассматривать разные достопримечательности, перемешанные в причудливых лабиринтах парящих в пространстве островов с соединительными мостиками-переходами: от каналов Венеции до красных фонариков Чайнатауна, от Манхэттенских небоскребов до статуй Будды, от сталинских высоток до моста Золотые Ворота из Сан-Франциско. Киевский вокзал соседствует с Биг-Беном и собором Святого Петра, а леса, поля и реки неожиданно сменяются заводами, пятиэтажками и эстакадами, что в совокупности создает сочную, многоплановую, детализированную картинку. Архитектура сна главного героя, в которую мы погружаемся уже ближе к финалу ленты, будоражит воображение неожиданными конструктивными решениями и креативностью. Как и его главное детище — проект «острова мечты», профессионально проработанный и пробуждающий эстетическое удовольствие своими эклектичными зданиями, плавно перетекающими от барокко к хай-теку, широкими арками, залитыми светом просторными залами и стеклянными крышами.
«Кома» начинена логическими противоречиями, сюжетными лакунами, невнятной динамикой, слабыми диалогами и оставляющим много вопросов финалом. Что, впрочем, не отменяет любопытной концепции и роскошного визуального ряда
Но вся эта красота остается лишь набором фантастических декораций, в то время как разыгрывающееся на их фоне действо то и дело вызывает недоумение. Почему жители Комы, которым доступны самые разные локации и вещи, живут в полуразрушенной промзоне и выглядят, как оборванцы на руинах постапокалипсиса? Почему их так мало и почему все они русские? Где остальные коматозники со всего мира, которые, по идее, тоже должны были попасть сюда? Многое прояснится с развязкой фильма, но далеко не всё. Как, например, не найдут себе оправдание слабые диалоги, примитивная любовная линия и вычурно схематичные мотивации персонажей. Задумка с суперспособностями так и будет казаться незамысловатой сюжетной основой геймплея для подросткового шутера. Так же, как и тема секретных исследований под прикрытием секты с сомнительной репутацией — нечто наивное и лубочное, будто тоже идейно проросшее из компьютерных игр начала 2000-х.
Присутствие популярных и востребованных артистов, к сожалению, не стало в этот раз залогом яркой актерской игры. Кино не блещет запоминающимися репликами точно так же, как и не блещет искрометными шутками. Несмотря на легкий фантастический жанр, в унылых переговорах героев «Комы» почти отсутствует юмор. А вообще, рассказанная сценаристами во главе с Никитой Аргуновым история банально неубедительна. Не потому что фантастична, а потому что начинена логическими противоречиями, сюжетными лакунами, невнятной динамикой и оставляющим много вопросов финалом. Что, впрочем, не отменяет любопытной концепции и роскошного визуального ряда, только ради которого и стоит посмотреть «Кому».