Я не вернусь, Ильмар Рааг
Антон Фомочкин:
Безграничная темнота жестокой и безысходной ситуации описанной в «Классе», перерастает в свет и смирение в «Я не вернусь». Вечная отличница Анна Морозова, выросшая в детдоме, устроившаяся по достижению совершеннолетия и золотой медали аспиранткой в университет, ныне читает лекции по литературе. Неприметная, но источающая молодость девушка крутит ленивый роман с научным руководителем и в один ненастный день оказывается жертвой недоразумения. Бега, снова детдом, последующие бега с навязавшейся в путь раздражающей тринадцатилетней девочкой. Никаких открытий. Казахстан, как потенциальная свобода и умиротворение. «Я не вернусь» развивается по всем канонам; ругань; крики; взаимная нелюбовь; сестринские чувства. За единением – ссора и опять по новой. Очевидный оптимизм омрачит нелепый сюжетный твист. Сапоги как яблоко раздора, пасмурное небо – лучи солнца только в финале. Ровный, как мертвецкий пульс, фильм Раага в нужные моменты давит на жалость, неизбежно провисает при затяжных диалогах и обозначает собственную идею в самом начале. Попасть дорогою добра во враждебный мир? Может, это и неплохо.
Денис Виленкин:
Одаренную не по годам аспирантку и знатока классической литературы Аню обвиняют в махинациях с наркотиками, после чего она примеряет личину малолетки-беспризорницы и дает деру в бега. В итоге оказывается в детском доме и знакомится с маленькой добродушной сиротой – вдвоем им предстоит путешествие, об исходе которого они даже не догадываются. За время пути в Казахстан Аня преобразится и в сестру, и в заботливую мать, а в конце представится внучкой бабушке своей спутницы. Через бесконечно трагичную и красивую дорогу тянется эта инициация славянки, так эффектно смотрящейся и на пыльной дороге в платке, и под раскинувшими цветки деревьями. Она понимает, что заслужила новую жизнь, но принимать ее невыразимо больно.