Уважаемые читатели не раз уже просили нас не обделять вниманием отечественное кино. Следуя принципу, наделяющему vox populi божественной силой, мы составили патриотический рейтинг наиболее интересных российских фильмов 2013 года.
12. Околофутбола
История четырех ультрас. Их любовь, их драки, их кровь, их кричалки. Хулиганы зеленой улицы a la russe.
11. Елки 3
Традиция новой России – каждый год, 31-ого декабря, зритель должен почувствовать праздник, запах мандаринов, единение с социумом и всеобщее счастье. Именно поэтому несколько среднестатистических типов граждан, разыгранных артистами, которых уже больно видеть на экране, связывает тот или иной тип взаимопомощи. На этот раз — «Бумеранг добра».
10. Метро
Разрывающаяся между мужем и любовником молодая женщина отправляется на работу, оба объекта ее внимания оказываются в одной электричке метро, в одно и тоже время, как раз в тот момент, когда происходит катастрофа, и грунтовые воды просачиваются в подземку. Важное и качественное зрительское кино – такое у нас нечасто снимают.
9. Шопинг-тур
Бессмысленное и беспощадное мокьюментари о бессмысленном и беспощадном русском туризме. Финны-людоеды, скромное обаяние трэшевых ужастиков и куча подтекстов – ничего особенного, но поглядеть занятно.
Европейский артхаус о сплетении человеческих судеб – немножко кофе, немножко секса, совсем чуть-чуть Tiranozaurus Rex’а.
7. Горько!
Комедия про свадьбу с социальным подтекстом. Шансон и айфон сходятся друг с другом, нажравшиеся родстенники и вечно спящий Светлаков оттеняют русалочьи мечты невесты, водка льется рекой, а трясущаяся камера правит бал. В итоге получается любопытный, нужный и экстравагантный фильм – то ли «Ведьма из Блэр» в российском варианте, то ли экранизация философии кота Леопольда.
Двое артистов «Квартета И» в привычном амплуа, двое – в непривычном. Пространство, из которого нет выхода. Арт-мейнстрим с театральным уклоном есть во всех странах, так чем мы хуже?
См. также: рецензия Сергея Лозовского
5. Сталинград
Солдаты высаживаются в захваченном немцами Сталинграде, оставшиеся в живых сползаются в ближайший дом, находят девочку Катю и обороняются как могут и чем могут. Параллельно мы видим историю немецкого офицера, который встретил женщину точь-в-точь похожую на его умершую жену и склонил ее к, будем так говорить, сожительству. В какой-то момент он проорет: «Когда эта чертова война кончится»? Стокгольмский синдром, слоу-мо, музыка Бадаламенти. Настолько качественных визуально военных фильмов у нас, кажется, никогда не снимали.
Новая российская драма – о стране, времени и несчастливой российской жизни. Столкнув лбом две России, режиссер Хлебников получил приличного качества социальное кино, переосмысляющее классический вестерн Фреда Циннемана.
3. За Маркса
Пахомов, Епифанцев и Баскова снова вместе – на этот раз зрителя ждут не интересные истории, а производственная драма на злобу дня, фильм-социализм про конфликт новых российских капиталистов и старых советских рабочих. Must see для тех, кто понял из этого описания хоть что-нибудь.
См. также: рецензия Ильи Кугаевского
Экранизация одноименного романа Алексея Иванова. Неприкаянный протагонист, виды русской провинции и гельмановское «Счастье не за горами». Удивительно мощный Хабенский и замечательно внятная режиссура Велединского прилагаются. Исключительно удачная реставрация позднесоветского народного кино в современных реалиях.
См. также: рецензия Добрыни Никитича и заметка Виктории Горбенко
1. Легенда 17
Вольное жизнеописание Валерия Харламова, умеренно патриотическое кино про любовь к спорту, советское прошлое и человеческую волю, которая может превозмочь все. Прекрасный Меньшиков, колоритный Козловский, уверенная постановка и жизнеутверждающий посыл. Крепкий российский мейнстрим для самого широкого зрителя.
См. также: заметка Иоахима Штерна
PS: AlteraPars, мнение Армена Абрамяна:
Новое российское кино — в большей степени, дрянь редкостная. И его нужно не поддерживать, а скорее потопить и предать огню. Тогда, возможно, на обломках самовластья напишут таки… если не наши имена (т. е. топителей-вредителей), то имена тех, кто придёт на смену ныне здравствующим упырям