Манифесто (Manifesto), 2016, Джулиан Розефельдт
Наталья Бука рецензирует кинематографическую инсталляцию Джулиана Розефельдта
Гнилозубый косматый бомж надсадно вопит в облезлый рупор. Безутешная вдова жёстко эмоционирует печальную общественность на похоронах. Чрезмерно ухоженная ведущая новостей Кейт в прямом эфире держит связь с корреспондентом Кейт. Андеграундная татуированная брюнетка под кайфом впадает в публичные откровения… Это лишь четвертая часть сильно разнящихся эпизодов, связанных между собой блестящей игрой Кейт Бланшетт и громким термином “манифест”.
Проект немецкого художника Джулиана Розефельдта язык не совсем поворачивается назвать фильмом: это, скорее, творческий эксперимент, кинематографический перфоманс, актёрский триумф или же провокационная инсталляция. В случае с “Манифесто” стоит заострить внимание на истории его создания. Изначально Розефельдт придумал видеоинсталляцию с тринадцатью образами, которые воплотила актриса Бланшетт, экспрессивно зачитывая манифесты выдающихся деятелей искусства, культуры и политики ХХ века: Ги Дебора, Казимира Малевича, Андре Бретона, Филиппо Томмазо Маринетти, Тристана Тцары и других неординарных личностей.
“Манифесто”, рецензия
В рамках смелой экспозиции демонстрация всех сюжетов проходила одновременно, создавая задуманную автором визуальную и аудиокакофонию. В фильме же все части сабжа располагаются последовательно. Режиссер и не думает скрывать, что в своей работе он руководствовался заявлением Джима Джармуша о дозволенности красть идеи в искусстве: “нарезал чужие тексты и сделал из них коллаж”. К примеру, в одном и том же эпизоде могут пересекаться призывы сюрреалистов Василия Кандинского и Барнетта Ньюмена, написанные с разницей более чем в тридцать лет.
“Манифесто” демонстрируется в нашей стране на языке оригинала с русскими субтитрами и это чрезвычайно верное решение: у зрителя есть прекрасная возможность насладиться игрой голоса Бланшетт. Пылкие агитации, саботажные выкрики и противоречивые, но уверенные измышления обретают так наиболее сильный эффект, сочетаясь с визуальным рядом и отчаянным смыслом самих манифестов.
Фильм неслучайно стартует призывом ситуационизма “думать головой, а не телевизором”, а финиширует сюжетом об учительнице рисования, терпеливо объясняющей детям постулаты триеровской “Догмы 95”, посвященной киноискусству: режиссер таким образом словно оправдывает причастность своего проекта к кинематографу. Джулиан Розефельдт создал свой личный манифест и всё, что он хотел сказать, – он сказал
К слову сказать, Розефельдт подошёл к проекту с незаурядной иронией и придал каждой истории своё настроение. Так, добропорядочная домохозяйка в окружении семьи зачитывает манифест-оду поп-арту скульптора Класа Олденбурга “Я за искусство” в виде молитвы к обедне. А бэкграундом видна гостиная, набитая шедеврами таксидермии. Или эпатажная постановщица хореографии с немецким акцентом изводит нерадивых танцовщиц манифестом флуксус, напрямую связанным с перфомансом и современным искусством.
Зрителю может показаться, что хронология событий здесь не имеет никакого значения, но хитрый Розефельдт, вероятно, мыслил иначе. Вряд ли “Манифесто” случайно стартует призывом ситуационизма “думать головой, а не телевизором”, а финиширует сюжетом об учительнице рисования, терпеливо объясняющей детям постулаты триеровской “Догмы 95”, посвященной киноискусству: режиссер таким образом словно оправдывает причастность своего проекта к кинематографу. Джулиан Розефельдт создал свой личный манифест и всё, что он хотел сказать, – он сказал.