////Обзор мини-сериала “Аллен против Фэрроу”

Обзор мини-сериала “Аллен против Фэрроу”

Разбирая Вуди…

Аллен против Фэрроу (Allen v. Farrow), 2021

Скандал, связанный с обвинениями в сторону Вуди Аллена в якобы совершенном им сексуальном насилии над его приемной дочерью Дилан Фэрроу, тянется уже довольно долго. Вернуться к тому, как все начиналось и что случилось после, решили Дик Кирби и Эми Зиринг Кофман в новом документальном сериале HBO «Аллен против Фэрроу». Спойлер: весомых доказательств в деле как не было, так и нет. Ольга Корф разбирается в том, что рассказывают нам 4 часовых серии о самой спорной голливудской истории последних лет.

Отель Плаза, Нью-Йорк. 18 августа 1992 года. Тот самый день, когда комик и талантливый режиссер Вуди Аллен с несвойственной для него серьезностью обращается к прессе. Незадолго до этого его бывшая возлюбленная Миа Фэрроу сообщила педиатру о предполагаемом сексуальном насилии, совершенном Алленом над их приемной дочерью Дилан Фэрроу. Доктор известил об этом полицию. А режиссер в ответ на обвинения подал в суд на Миа с требованием передать ему полную опеку над их общим биологическим сыном Ронаном и двумя приемными детьми — Дилан и Мозесом.

И вот трогательный Вуди, который никак не ассоциируется с образом педофила и растлителя малолетних, взбегает на трибуну в своих смешных бежевых брючках с высокой талией и светлой рубашечке. В привычном для него простом и милом ансамбле откуда-то из 70-ых Аллен категорически отрицает, что приставал к Дилан, и назвал обвинения Миа в свой адрес «манипуляцией обиженной и мстительной женщины». Это становится композиционным зачином для детективной истории о событиях, которые произошли (или нет) почти 30 лет назад в доме семьи Фэрроу в Коннектикуте. Тогда семилетняя Дилан рассказала, что приемный отец привел ее на чердак, попросил лечь на живот и играть с железной дорогой брата. А потом совершил над ней насилие. После того, как общественность узнала об этом, развязалась настоящая информационная война: обсуждения дела об опеке, публичные заявления Аллена, 2 открытых письма Дилан, опубликованные на сайте газеты The New York Times в 2014 и в The Los Angeles Times в 2017, ответное письмо Мозеса. И наконец, развернутое высказывание на эту тему в четырехчасовом фильме «Аллен против Фэрроу». 

Перенесемся в теплые 80-ые. Известная голливудская пара всегда была в центре внимания на всех светских мероприятиях. Он — популярный режиссер, который снимает по фильму в год, любимец Голливуда и автор культовых «Энни Холл» и «Манхэттена». Она — актриса, прославившаяся благодаря роли в фильме Романа Полански «Ребенок Розмари», и бывшая жена Фрэнка Синатры. Их связывали 13 фильмов и 12 лет крепких отношений, пусть они и не были женаты и жили отдельно. Квартиры Фэрроу и Аллена разделял Центральный парк, и они признавались друг другу в любви, включая и выключая свет. Вскоре Аллен стал частым гостем у Фэрроу, проводил с ней много времени, играл с ее детьми. И вот в 1985 году Миа удочерила (по просьбе Аллена, именно белокурую, похожую на него) Дилан. Убежденный холостяк, который сначала не был заинтересован в этом «предприятии», очень полюбил девочку и роль отца. Он баловал ее, исполнял все прихоти: как-то раз даже выкупил место в первом классе для мишки, которого она забыла в одной из заграничных поездок. Однажды они вместе посмотрели «Волшебника страны Оз», и малышке очень понравились красные туфельки, как у Дороти. Тогда Аллен поставил на уши всех своих костюмеров, чтобы те сделали их точную копию, и трепетно вручил ей свой подарок. Все это для того, чтобы угодить всем желаниям маленькой Дилан. В фильме много вставок с домашними любительскими видео, где Аллен нянчится с крошкой. Они играют, гуляют, плавают вместе в бассейне. Она смеется над тем, как он нелепо выглядит в плавках.

Кадр из сериала “Аллен против Фэрроу”

Антитеза ярко проявляется в фильме, когда идиллические семейные кадры из главы «любящие отец-дочь» сменяются постепенной дискредитацией образа примерного папы. Миа и Дилан поочередно дают тревожные интервью, вспоминая о навязчивом и избыточном внимании со стороны Аллена. По их словам, он буквально преследует девочку, не оставляет ее ни на секунду. С этого момента сюжет строится так: сначала Дилан или Миа рассказывает что-то ужасное об Аллене, например, как он лежал с девочкой в кровати в одном белье или клал голову ей на коленки, потом кто-то из них, другие дети или подруга семьи подтверждает, что он / она это видел(а) и что ему / ей (подставить можно любое имя) это показалось «странным». У честного зрителя на протяжении долгого времени остается лишь один вопрос: почему никто не возражал против и не зарубил на корню такие недвусмысленные знаки?

Невозможно избавиться и от мысли, что зрителю в завораживающих декорациях как будто бы убедительно рассказывают страшную историю, навязывая определенную точку зрения. Сразу же бросается в глаза, что мнение Аллена в фильме полностью отсутствует. Он и все, кто его поддерживают, физически не появляются в этом, на первый взгляд, объективном расследовании с широкой системой персонажей. Вуди — реальный человек, а не герой тех историй — так же вырезан из кадра, как когда-то из фотоснимков в семейных альбомах Фэрроу. Его голос транслируется лишь через выборочные фрагменты из аудиокниги мемуаров. Не упоминается и о высказывании Мозеса, который встал на сторону защиты отца. Он обвинил Миа в агрессии и применении физических наказаний по отношению к нему и другим детям. Мозес рассказал и о том, что двое ее детей покончили жизнь самоубийством: Таддеус Уилк Фэрроу застрелился в машине, а Тэм Фэрроу скончалась от передозировки таблеток. Большую часть фильма высказываются Дилан и Миа, но также о событиях прошлого говорят и сыновья Фэрроу — Флетчер с Ронаном — друзья семьи; комментарии дают кинокритики и публицисты. Поэтому фильм справедливее было бы озаглавить «Фэрроу против Аллена», но очевидно, этот вариант идет вразрез с авторской позицией, ведь Миа должна выглядеть жертвой.

Новому сериалу явно не хватает фактчека. Что из «доказательств» (косвенных улик) они предоставили:

  • Записи телефонных разговоров Миа и Вуди, где нет никаких признаний и прямых указаний на то, что Аллен действительно виновен. Есть только обтекаемые реплики около этой темы.
  • Цитаты из сценарных черновиков Аллена, где он якобы постоянно правил возраст своих героинь, которые встречались с взрослыми мужчинами, с 16 и 17 лет на 18 и старше и наоборот. Но почему нам не показывают рукописи, и где фотодокументы конкретных страниц с этими правками?
  • Критический на грани с психологическим (что, в общем, не в компетенции кинокритиков) анализ его фильмов, в которых есть пары с большой разницей в возрасте. С особым энтузиазмом рассматривается «Манхэттен», где 42-летний герой Вуди встречается с 17-летней Трейси. При этом между режиссером и его героем ставится знак абсолютного равенства. Также как в свое время Набокова буквально отождествляли с его Гумбертом, хотя в основу сюжета легла история из американских газет о похищении Салли Хорнер. Возникает вопрос: правильно ли подвергать человека инсинуациям, перенося события из произведений на его личный опыт?
  • Архивное видео — основное доказательство «обвиняемой стороны». В нем закадровый голос Миа расспрашивает дочь о том, что  произошло в эти 20 минут, когда их с папой потеряли из виду. И Дилан во всех подробностях описывает то, как отец совершил над ней насилие. Но могла ли мать попросить девочку проговорить на камеру определенный текст? Психологические эксперты, которые работали с Дилан, заключили, что ребенок путается в показаниях, говорит заученными предложениями. Позднее репортеры из Vanity Fair и Connecticut Magazine высказали сомнение в непридвзятости этих экспертов, хотя в расследованиях Морин Орт и Энди Тибо информация о том, кем же были эти эксперты, сильно разнилась. 

Вместе с тем «Аллен против Фэрроу» — пример того, насколько сегодня продвинулось документальное кино как жанр. Технически все сделано безукоризненно. Благодаря удачному монтажу и тревожному музыкальному сопровождению интригующее развитие событий буквально погружает зрителя в состояние саспенса. Повествование построено так, что за историей хочется следить, не отрываясь. 

Невозможно избавиться и от мысли, что зрителю в завораживающих декорациях как будто бы убедительно рассказывают страшную историю, навязывая определенную точку зрения. Сразу же бросается в глаза, что мнение Аллена в фильме полностью отсутствует. Он и все, кто его поддерживают, физически не появляются в этом, на первый взгляд, объективном расследовании с широкой системой персонажей

Однако действительно ли случилось что-то ужасное 4 августа 1992 года в доме в Коннектикуте — остается загадкой. Что в конце концов произошло? Аллен, великий и ужасный, уничтожил все физические доказательства своей виновности и подкупил экспертов и психиатров, чтобы те были «за него»? Или Фэрроу подговорила детей, которым по словам Мозеса, она «промывала мозги», и рассказала своим друзьям небылицы о страшном монстре — бывшем возлюбленном? Эта история скорее про бесчисленные вопросы, а не про убедительные ответы. Полифония голосов так и не поможет найти истину. Выбор, во что верить, остается за зрителем. А документалка Дика Кирби и Эми Зиринг станет еще одним поводом выслушать одну из сторон.

Ждем последнюю серию и искренне надеемся, что режиссеру окончательно не перекроют творческого дыхания в его порыве продолжать снимать кино. Наверняка найдутся и те, для кого смотреть его фильмы покажется неэтичным. Но не стоит забывать о том, что Аллен потенциально невиновен. Решение суда — единственный объективный показатель, которым мы можем довольствоваться. Поэтому уж точно не будет аморальным традиционно раз в год ходить на показы очередной киноновинки с симпатичными героями, которые иронично относятся к себе и к жизни. С такими откровенно неидеальными персонажами, страдающими неврозами, но живыми и похожими на нас. Пусть Аллен и дальше ищет вместе с ними свое счастье и смысл жизни где-то вне темноты этого скандала.

22 февраля в издании Deadline опубликовали заявление представителя Вуди Аллена и его жены Сун-и Превин. Режиссер с супругой обвинили авторов документального сериала в клевете, назвав ленту «топорной работой, пронизанной ложью»
Критиканство
| | География: США
Автор: |2021-03-10T19:27:58+03:0011 Март, 2021, 11:46|Рубрики: Обзоры сериалов, Сериалы, Статьи|Теги: |

Автор:

Ольга Корф
«Умеренная» филологиня из МГУ. В перерывах между лингвистическими штудиями пишет про кино. Практикует йогу: садится за текст исключительно в позе лотоса. Мечтает овладеть стилистикой как Набоков, шутить как Аллен и разбираться в кино как Тарантино.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok