Шелби и Майлз против Форда
Ford против Ferrari (Ford v Ferrari), 2019, Джеймс Мэнголд
Андрей Волков – о спортивной драме Джеймса Мэнголда
Спорт – специфическая тема, которая не всем зрителям интересна сама по себе. Как правило, кассовыми становятся те картины, где, помимо спортивной составляющей, есть ещё и человеческая история, которой можно сопереживать. Или же создатель фильма оказывается в состоянии запечатлеть кинетическую природу искусства кино, лучше всего себя проявляющую в «кино дорог» или экшне.
Джеймс Мэнгольд отнюдь не специалист по экшну, а скорее студийный режиссёр, профессионал, снимающий то, что ему предлагают. За свою жизнь он ставил триллеры, романтические комедии, биографические фильмы и даже вестерн «Поезд на Юму» (2007). Зрители и критики вполне благосклонно принимали большинство его постановок. Возможно, режиссуру фильма об автогонщике Кене Майлзе (1918 – 1966) в былые годы доверили бы Майклу Бэю, мастеру экшна, однако сиквелы франшизы «Трансформеры» получили резко негативные отзывы критиков, да и превращать рассказ о выдающемся спортсмене, который впервые одержал серьёзную победу на машине компании «Форд», в бестолковую гонку продюсеры не хотели.
Джеймс Мэнгольд учился у классиков Александра Маккендрика и Милоша Формана и что-то перенял у них по части построения драматического произведения. Будучи ремесленником, Мэнгольд отлично владеет профессией и способен снять интересное кино почти в любом жанре. Его beneficium в поздние годы был сосредоточен как раз на биографических фильмах, будь то «Переступить черту» (2005) о легенде кантри Джонни Кэше или же «Величайший шоумен» (2017) об антрепренёре Финеасе Барнуме, продюсерская работа Мэнгольда. Были и комиксы – без них никуда для студийных постановщиков. Они приносят большую прибыль и интересны зрителям во всём мире. Можно было ожидать, что и «Форд против Феррари» режиссёр постарается сделать как экшн, но он предпочёл остов биографической драмы с вплетёнными в сценарное кружево среднетемповыми кадрами гонок – ничего общего с кинетическим шедевром Джорджа Миллера «Безумный Макс».
Кадр из фильма “Ford против Ferrari”
Кино, созданное с прицелом на «Оскар», в итоге получило лишь две статуэтки – за лучший монтаж и лучший монтаж звука, хотя объективно работа Мэнгольда является высокопрофессиональной поделкой – без творческого запала, но на пару просмотров вполне сгодится. Сценаристы фильма братья Баттеруорт, прежде писавшие скрипты только к боевикам, обезличили весь фон ради того, чтобы ярче светилась история дружбы-вражды между автопилотом Кеном Майлзом и конструктором Кэрролом Шелби.
Оскорблённый пренебрежительным отношением к себе Генри Форд II стремится унизить Энцо Феррари, выиграв в гонке в Ле-Мане. К чести сценаристов, у них хватило такта достойно изобразить противника Форда. Сыгравший Энцо Феррари талантливый итальянский актёр Ремо Джироне подчеркнул такие качества персонажа как терпение, профессиональная культура (Энцо выказал знак уважения Кену Майлзу, хотя проиграл гонку), а также грамотное ведение бизнеса, в результате чего машины Феррари были (и есть) как красивые, так и быстрые. Форд же, напротив, олицетворение жадного капиталиста из знаменитого труда Карла Маркса, который думает только о деньгах и ни о чём кроме денег не говорит. Сыгравший его сценарист и драматург Трейси Леттс явно проигрывает Джироне по стильному и киногеничному существованию в кадре, хотя тут, возможно, сказывается и недостаток актёрского опыта. Катриона Балф, прославившаяся благодаря сериалу «Чужестранка», также не получает от режиссёра-сценаристов возможности проявить себя как актрисе – она явно нужна в качестве красивого приложения к герою.
Зато исполнители главных ролей Кристиан Бейл и Мэтт Деймон соревнуются за любовь зрителя. Каждый из них колоритен по отдельности и имеет интересные сольные номера, например трогательное общение Кена Майлза с сыном, а также преданность машинам Кэррола Шелби. Лишённый прихотью авторов личной жизни (хотя у него в ту пору было двое сыновей-подростков), Кэррол представлен в жизни общественной, особенно в плане противоборства с администрацией Форда, которая в желании угодить своему недалёкому боссу чинит конструктору множество препятствий, как будто специально делая так, чтобы машины Форда проиграли гонку, и он их всех уволил, как поступил с работниками завода.
При продолжительности почти в 2,5 часа лента Мэнгольда отнюдь не кажется скучной – режиссёр неожиданно выказал умение увлекательно снимать вроде бы скучные конструкторские будни, а также столкновение характеров Шелби и Майлза – их споры, ссоры и даже драки
Сложно сказать каким в действительности был Генри Форд II (1917 – 1987), но авторы фильма сделали всё, чтобы зрители испытывали к нему антипатию, а победу в гонке числили только благодаря настойчивости и хитрости Кена Майлза и Кэррола Шелби. Однако реальный Форд ездил на советском автомобиле «Юность», лицензию на который он даже пытался купить, а компания «Форд» отстаивала толерантность в американском обществе, за что регулярно подвергалась нападкам со стороны Американской ассоциации семьи – ну да поверим, что Форд был самодуром и только благодаря строптивым главным героям обскакал Энцо Феррари.
Если не вдумываться в сценарную вермишель, которую накрутили братья Баттеруорт (они просто забыли, что это не очередное шпионское кино в их реноме с непременным злодеем), то перед нами вполне неплохой представитель жанра, с отлично играющими Бэйлом и Деймоном и помогающим им на заднем фоне Ремо Джироне. При продолжительности почти в 2,5 часа лента Мэнгольда отнюдь не кажется скучной – режиссёр неожиданно выказал умение увлекательно снимать вроде бы скучные конструкторские будни, а также столкновение характеров Шелби и Майлза – их споры, ссоры и даже драки. В этом ему помогали и актёры, однако нельзя не признать, что режиссура Мэнгольда весьма хороша и делает в процессе просмотра почти незаметным слабый сценарий. Интересно, что его автор Джереми Баттеуорот восхищается выдающимся драматургом Гарольдом Пинтером, но если бы кумир сценариста прочитал бы его писанину про противостояние компаний Форда и Феррари (а не Шелби, Майлза и Форда), то он бы выразил своё мнение в кратком смайлике человека с рукой у лица – Пинтер ведь и сам был сценаристом таких классических картин, как «Слуга» (1963), «Последний магнат» (1976) и «Женщина французского лейтенанта» (1981).
В итоге фильм Джеймса Мэнгольда не столь интересен, каким мог бы быть, будь у проекта драматургически сильный сценарий, однако критики в целом с симпатией отнеслись к этой биографической драме – видимо, забыли классический спортивный фильм Линдсея Андерсона «Такова спортивная жизнь» (1963) о не слишком увлекательной игре регби. Да и сам Мэнгольд при сильном сценарии показывал почти чудеса режиссуры, как в случае с оскароносной «Прерванной жизнью» (1999).