///Премьера. “Парк развлечений” Монса Морлинда и Бьёрна Стейна

Премьера. “Парк развлечений” Монса Морлинда и Бьёрна Стейна

Есть повести печальнее на свете

Парк развлечений (Eld & lågor), 2019, Монс Морлинд и Бьёрн Стейн

Дмитрий Котов находит не типичную для Морлинда и Стейна киноработу простой и очаровательной

Стокгольм, 1940 год. В самой «зеленой», более всего подходящей для променадов, занятий спортом, культурного отдыха и прочего досуга части города — на острове Юргорден — раскинулись по обе стороны небольшого переулка два парка развлечений. Борьба за внимание и любовь публики между семьями Линдгрен и Нильссон идет нешуточная — в ход идут наиболее изощренные способы диверсионной деятельности, вплоть до самых дурно пахнущих, в прямом смысле слова. Сейчас Gröna Lund является старейшим парком развлечений Швеции с посещаемостью 1,4 млн человек в год. В то время как Nöjesfältet еще в конце 1950-х ушел в небытие, а на его месте впоследствии уютно расположилась парковка давнего соперника. Впрочем, эта история — не только об ужасах конкурентной борьбы. Воздушная, как семла с кремом, и волшебная, как борода тролля, история любви основана, как ни странно, на реальных событиях 80-летней давности. О том, как молодой Йон Линдгрен влюбился в красотку Нинни Нильссон из парка напротив, и что из этого вышло. Не без сурового драматизма, но и не так мрачненько, как у Шекспира.

Кадр из фильма “Парк развлечений”

Тавтологичное оригинальное название — «Огонь и пламя» — весьма своеобразно коррелирует с фабулой и художественными особенностями ленты. С одной стороны, огонь в разных своих ипостасях — от красочной иллюминации и фейерверков до кровожадных языков пожара — играет в фильме значительную, местами даже сюжетообразующую роль. С другой же, лукавством будет озвучить мысль о том, что «Парк развлечений» — это кино «с огоньком». Оно до лощености гладкое, ровное и до блеска вычищенное, как ботинки ярмарочного зазывалы, а потому любителям голливудских блокбастеров, несмотря на развлекательную тематику, наверняка покажется скучным и лишенным размаха. Война между враждующими кланами хоть и кажется на первый взгляд «игрушечной», нечасто выходящей за рамки мелкого пакостничества, на деле и с течением времени наносит глубокий урон душам и судьбам людей по обе стороны увешанных нарядными гирляндами баррикад. Несладкую жизнь сладкой парочки и ее близких режиссеры тактично спрятали за красочной афишей, намекая на частое несоответствие хорошей мины и плохой игры в среде зажиточных шведов предвоенной эпохи. Пускай на родине мнения критиков о картине разошлись и кое-кто поругал ее за несовершенные диалоги и «потерянных актеров», Йенс Петерсен в своей восторженной рецензии для Aftonbladet все же не случайно отметил «ловко воссозданный Стокгольм» того времени: его дух с осязаемой свежестью ощущаешь в костюмах, декорациях и самом внутриэкранном воздухе.

Сказочное очарование фильма можно уловить лишь эмпатийной антенной своего сердца. Тогда сюжетная линейность, отсутствие масштабных экшн-сцен и вполне обыденные актерские работы не станут помехой для недорогого, но уютного киноаттракциона

Перед нами такое кино, в которое нужно во что бы то ни стало четко попасть своим зрительским настроением. Иначе велик шанс, что оно не сработает. И вообще, «Парк развлечений» в контексте творчества режиссеров Монса Морлинда и Бьёрна Стейна — это хлопушечный такой разрыв шаблона для поклонников и сочувствующих. За авторством тандема — «Мост», едва ли не самый успешный североевропейский детективный сериал XXI века, один из флагманов, вытолкнувших на международную арену жанр скандинавского нуара. В том же духе друзья-шведы сняли и «Полуночное солнце», ну, а широкому зрителю должны быть памятны мистический триллер «Убежище» с Джулианной Мур и фэнтезийный боевик «Другой мир: Пробуждение» с Кейт Бекинсейл. В общем, ничего такого, в чем можно бы было не засвидетельствовать депрессивную атмосферу, мрачный антураж и безрадостное положение вещей. И тут внезапно — красивая история любви на фоне вечернего Стокгольма, цветочных букетов и россыпи огоньков, переливающихся крошечными искрами типично шведского юмора. Реальные исторические персоналии под полупрозрачной шалью необъяснимой, чисто «киношной» магии, сродни той, которая в глазах ребенка делает вытащенного из шляпы кролика не актом хитроумной ловкости рук, а подлинным чудом. Рискнуть жизнью ради родного человека; пройти по радужному мосту; воспеть любовь к женщине языком цветов из самых удаленных уголков страны; рассмешить финских сироток веселыми трюками… В таких чудесах — маленьких и больших, реальных и приукрашенных — кроется сказочное очарование фильма, которое можно уловить лишь эмпатийной антенной своего сердца. И тогда сюжетная линейность, отсутствие масштабных экшн-сцен и вполне обыденные актерские работы не станут помехой для недорогого, но уютного киноаттракциона.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2019 | | География: Европа Скандинавия
Автор: |2019-03-22T20:56:45+00:0022 Март, 2019, 10:37|Рубрики: Премьеры, Рецензии|Теги: |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед по образованию, экскурсовод по профессии, специалист по архитектуре и Grammar Nazi по призванию. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Недоверчив к жизни, как владельцы отечественных автомобилей, хотя ездит на "мицубиси" американской сборки. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok