Завершение истории
Андрей Волков – о заключительной части трэш-сериала
Всё когда-нибудь заканчивается, даже самая продолжительная мыльная опера. Далеко не всегда авторы умеют вовремя поставить точку и уйти с высоко поднятой головой, а не с видом побитой собаки, потерпев сокрушительный провал в прокате.
Конечно, трэш-сериал «Акулий торнадо» телевизионного происхождения и рассчитывать на баснословные сборы создателям не приходилось. Но авторам удавалось на протяжении нескольких лет поддерживать стабильный интерес к своему творению.
Первая часть, впрочем, была излишне серьёзной, оттого и вызывала непроизвольный комический эффект. Действительно, ведь сложно воспринимать как должное сюжет о торнадо из акул, охочих до человеческой плоти. Зато сиквелы неожиданно приобрели пародийный оттенок. В них высмеивались не только животные хорроры и фильмы-катастрофы, но, кажется, вся массовая культура. Зрелище было сколь ироничное, столь и масштабное – известная студия мокбастеров «Asylum» в этот раз денег не жалела. Миллионные бюджеты позволяли делать приличную компьютерную графику и приглашать массу известных личностей, от Дэвида Хасселхоффа до Дольфа Лундгрена.
Кадр из фильма “Последний акулий торнадо: Как раз вовремя”
Казалось, фантазия авторов неистощима и можно ожидать ещё немало частей о приключениях Финна Шепарда и его семьи. Плевать, что далеко не все понимают, что такое трэш, а потому всерьёз перечисляют как ошибки искромётные шутки первых трёх сиквелов. Но уже в пятой части, при массе забавных находок, стало очевидно, что история скоро исчерпает свой резерв. Пора сворачивать цирк-шапито, дабы не стать посмешищем в глазах благодарных фанатов.
Шестая часть, согласно названию, должна стать последней. В ней Энтони Ферранте неплохо закольцевал историю, связав финал с событиями первой части. Круг замкнулся, а фильм закончился. Но вот ощущения уверенного завершения всё-таки не остаётся.
Герои, как и в предыдущей части, продолжают перемещаться во времени, что сразу навевает ассоциации с абсурдной комедией Терри Гиллиама «Бандиты во времени». Энтони Ферранте не выдерживает сравнения по части эксцентрики и буффонады – каскад событий кажется не забавным, а скорее глупым. Такое ощущение, что режиссёр сам устал от своей франшизы и стремился любым способом поставить точку, довести до какого-то конца историю и с ней проститься. Оттого в калейдоскопе приключений, странствий героев по векам и странам можно потеряться, не хуже Гилла, сына Финна, который, словно недостижимая мечта, постоянно ускользает от любящих родителей. Нет ярких деталей, характеров, да и главные герои во многом растеряли своё обаяние. Кажется, «Акулий торнадо» надоел и Йену Зирингу с Тарой Рид. Они не играют, а лишь деньги отрабатывают, и общее унылое повествование передаётся зрителю. В этот раз трэш не смешит, а надоедает.
На один просмотр шестая часть «Акульего торнадо» вполне сгодится. Она неплохо развлекает, но скоро и забывается, как необязательное дополнение к некогда хорошей истории
Даже яркий актёр Гэри Бьюзи, в четвёртой части с блеском сыгравший сумасшедшего учёного, отца Эйприл (Тара Рид), который сделал из неё робота, ныне появляется лишь на пару минут в финальной сцене, как и Бо Дерек, воплотившая эксцентричную мать жены Финна. Кадры с умершим Джоном Хёрдом из первой части ловко вмонтированы в финал, так что возникает эффект Кулешова – зритель, видя эмоции актёра, непроизвольно верит, что он реагирует на новые сцены. Кино – это обман, и именно на доверии автору основано это искусство.
Но если эффект Кулешова когда-то показал возможности монтажа, его ведущую роль в кинопроизведении, то вот обман Энтони Ферранте с умным и раскрепощённым зрелищем вовсе не вызывает восторга. Едва ли поклонники франшизы хотели бы увидеть снятый на скорую руку финальный аккорд. Ведь не зря экранный Роберт МакКи в «Адаптации» утверждал, что развязка – это самое главное; она может спасти даже изначально провальную историю. Или испортить впечатление от одной из лучших трэш-работ наших дней.
Конечно, это не провал и на один просмотр шестая часть «Акульего торнадо» вполне сгодится. Она неплохо развлекает, но скоро и забывается, как необязательное дополнение к некогда хорошей истории. Может, Ферранте стоило бы оставить сюжет открытым, вовремя уйти с истоптанной тропинки и пойти осваивать другие сюжеты. Всё-таки не зря число «6» считается несчастливым.