//Postcriticism в Канне. Рецензия на фильм «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера

Postcriticism в Канне. Рецензия на фильм «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера

Тихий шифер

Дом, который построил Джек (The House That Jack Built), 2018, Ларс фон Триер

Денис Виленкин ругает новый фильм Триера

Красивый мужчина давит на педали, два его безумных в своём спокойствии глаза ведут к неудачно сломавшейся у обочины женщине. Слово за слово, неловкая попытка преодолеть психологический барьер в общении с попутчиком, вы так похожи на маньяка, ха-ха, только копайте глубже, чтобы лисы не съели. И сломается уже череп. Сложно быть Джеком, который всего лишь хочет построить дом.

Что ни пиши, ни говори, как ни плюйся и ни восхищайся, это новый фильм Ларса фон Триера со всеми ему причитающимися сценами, впоследствии разбирающимися в киновузах, с разительно отличающимся от того, что можно было ожидать, ленивым содержанием и кровавым пятном, забытым под ножкой стула, как напоминанием об удававшимся Триеру раньше психоаналитическим деталям.

Девять лет назад человек снял кино о том, как пара в прямом смысле про*бала ребенка, еще спустя два года – о том, что просто напросто *бануло, и еще спустя два – про «а вот теперь я не дам!», систематически, в общем, человек говорит о вселенских вещах, и вот на каждую меланхолию находится свое затмение. Сумасшедший звездочет, алхимик и юродивый в балахоне замечает за собой какие-то посторонние внутренние реплики, не свои явно, произносит их негромко, но в целом внимания не обращает. А потом на пять лет берет перерыв и возвращается в состоянии одержимого, заливающегося слюной и смехом безумца, приоткрывающего налившиеся кровью глаза из-за под капюшона. И вот это коротящее безумие становится повседневностью, а нормальный голос пробивается лишь иногда, абсолютно уже демонически подконтрольный. Какой он настоящий Ларс? Которого мы себе придумали.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Джек не может быть лучшим ни в чем, инженер по образованию складирует тела в морозильной камере, в фотографии действительно изобретательствует, заставляет трупы позировать, иногда с помощью подручных средств. Получает прозвище мистер Sophistication (Изощренность), а подружку зовет Симпл. Просто Симпл.
Есть, конечно, горькая грусть в этом выведении подписи под биографическим очерком о художнике, который так себе, потому что и фотограф, и архитектор, и вообще пышущий садистической энергией творец. Изощренная простота, изощренная односложность. Речь не совсем о Триере, а об образе, которым он неизбежно для него через себя наделяет героя, не понимая, или наоборот, понимая, что уже сквозной диалог с психотерапевтом (здесь эту функцию выполняет Вергилий), неказистые (местами хорошие, местами Пикассо и пиши пропало) разноформатные картинки и картины, Гленн Гульд, не то что бы работают, и почему, в общем-то снова не повести все через рыбалку, арсенал снастей, простите, тот же.

Выходка избалованного и скучного маминого садиста с дефицитом внимания, который не может придумать, как удержать гостей

“House that Jack built” – выходка избалованного и скучного маминого садиста с дефицитом внимания, который не может придумать, как удержать гостей, и показывает им всю свою коллекцию картинок в папке «мои документы», и, зайдя уже даже в папку “скриншоты из Dragon age”, все равно стоит на своём и кричит – я вас еще удивлю. А дом, который построил Джек, это на самом деле холодильник с десятком тел. Да, да, холодильник. Но этого окажется мало, Ларс решит заставить своего героя строить шалаш из трупов , невзначай ещё раз цитируя «Меланхолию», теперь уже не в лоб (в лоб будет до этого), а по лбу, но главное, главное, что тут есть: маньяк Джек, его заболевание, придуманное большим режиссером расстройство! Оно ограничивается злобно откушенными кусачками лапками утёнка в детстве. И неминуемым поворотом в камеру лица мальчишки, увиденного где-то на постере «Сатанинского танго». И это Джек. Как удачно было подмечено в начале, Джек, ведь, ты всего лишь патетичный невротик с обсессивно-компульсивным расстройством, верящий, что создан для чего-то большего. Так что, Hit the road Jack and done you come back, no more no more no more no more. Песня действительно заиграет в финале. В это сложно поверить. Вот уж казнить нельзя помиловать.

Facebook
Хронология: 2010-е 2018 | Сюжеты: Канны |
Автор: |2019-01-12T16:28:37+00:009 Июнь, 2018, 11:22|Рубрики: Рецензии|Теги: , |
Денис Виленкин
Учился во ВГИКЕ на киноведа, что делает просто вебдванольное мнение внезапно компетентным. Его голосом говорят маленький Вилли Вонка, сын комиссара Готэма и молодой Волдеморт. Обладает ликом юного Маяковского, мускулатурой потомственного культуриста и даром убеждения великого комбинатора. Лингвист-ювелир, сторонник лабораторного подхода к киноанализу.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok