//“Пир во время чумы”. Рецензия на “Праздник” Алексея Красовского

“Пир во время чумы”. Рецензия на “Праздник” Алексея Красовского

ДИСКЛЕЙМЕР

POSTCRITICISM – ЖУРНАЛ О КИНО, А НЕ О ПОЛИТИКЕ. РЕДАКЦИЯ МОЖЕТ НЕ РАЗДЕЛЯТЬ УБЕЖДЕНИЯ И МНЕНИЯ АВТОРОВ, НО ВСЕГДА УВАЖАЕТ ИХ ПРАВО НА ЭТИ УБЕЖДЕНИЯ И МНЕНИЯ. К ЭТОМУ ЖЕ МЫ ПРИЗЫВАЕМ И ВАС

Пир во время чумы

И когда пойдёт в города весна,
И усталый лёд пробудит она –
Будут с ней звенеть ветром в волосах
Непокорные голоса
Louna

Праздник, 2019, Алексей Красовский

Андрей Волков – о краудфандинговой блокадной комедии Алексея Красовского

В наше время немало отечественных режиссёров, не желая связываться с Минкультом, снимают фильмы или на частные инвестиции или вовсе собирают в интернете, при помощи краундфандинговых платформ. Также ныне делают и музыканты. Это А. Б. Пугачёвой могут давать деньги на организацию концерта в Кремлёвском дворце или Баскову с Киркоровым оплачивать каждое их появление в эфире, но кому придёт в голову спонсировать песни панков. Они ведь и про царя могут спеть, да так, что не сотрёшь из памяти народной, как известную надпись в Ярославле. Да даже и те, кто не поют про жизнь в стране, а просто не торгуют ж####, дабы крутиться в эфире, никогда и звания никакого не получат и денег из бюджета тоже.

Режиссёра Алексея Красовского никто не назначит в Госдуму. Это, как говорили в давние годы, не наш. По образованию он челюстно-лицевой хирург и долгое время работал по специальности. В то же время подрабатывал журналистом и сотрудничал с телевидением, участвуя в таких программах как “До 16 и старше” и “Марафон 15”. Ни разу его имя не появилось в низкосортной телепродукции, хотя глупейшие сериалы ныне поставлены на поток, и сложно не соблазниться деньгами, которых всегда вдоволь у федеральных каналов. Но репутация всё-таки дороже.

Несмотря на успех своего полнометражного дебюта “Коллектор”, Красовский даже не планировал получать прокатную лицензию в Минкульте и выложил фильм в интернет. Те, кто тут снялся, тоже делали выбор – у Кеосаяна появиться или тут. Тем более сатира – такой редкий жанр сейчас. Давно упокоились с миром Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, на днях мы потеряли Георгия Данелия, а Юрий Мамин предпочёл уехать в США, когда глава Минкульта зарубил все его проекты.

Кадр из фильма “Праздник”

Первые критики фильма Красовского, такие как депутат Госдумы Сергей Боярский, не видели ни кадра – их оскорбила сама идея снять комедию о блокадном Ленинграде. Но достаточно лишь внимательно прочитать синопсис, чтобы понять, что это вовсе не насмешка над одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград лишь та ситуация, когда ярче всего обнажаются проблемы общества. Кому-то нечего есть, а кто-то не знает, как приготовить курицу (!), потому что забрали кухарку. Так и живём в России: сенатор Клишас заявляет во всеуслышание – этот Навальный не всё нашёл, у меня еще триллионы спрятаны. Другим же новые налоги, повышение пенсионного возраста и закон об оскорблении власти.

Вся искусственная шумиха вокруг фильма лишь уводит от его понимания. Никому и в голову не придёт обижаться на критику советской власти, если бы она в фильме Красовского была. Проблема гораздо глубже. Это именно сатира в полном смысле этого слова, которая позволяет легко проводить параллели с нынешним днём. Разве мы не в блокаде олигархов и их дружков-чиновников живём, которые точно также боятся, что народ узнает слишком много, потому и строит заборы повыше, да охраны нанимают побольше.

Алексей Красовский не прямо в лоб, как в «Левиафане» и «Дураке», а эзоповым языком рассказывает зрителю о нашей жизни, и от зрителя зависит с кем себя идентифицировать – с голодными людьми, которые чудесным образом попали на праздник, или с представителем советской номенклатуры, который никогда не знал что такое голод и лишения. Да семье Воскресенских и не стыдно пировать. У них проблема в неумении приготовить курицу, что было бы смешно в сравнении с проблемами многих других людей, но только Воскресенских беды простого народа не волнуют – они лишь не хотят народного гнева, потому и всячески скрывают от двух гостей свой достаток. Особенно это касается девушки Маши, которую их сын привёл в дом. Она познала все страдания, выпавшие на долю ленинградцев в то время. Но у неё есть гордость, оттого она предпочитает обходиться малым, но своим. При этом нельзя сказать, что это семья каких-то злодеев. Просто они принимают как данность особое отношение к себе со стороны власти и не задумываются о том, как живут другие люди. Отец и парня дочери у себя в институте держал помощником, только пока он ей нравился, а после их расставания можно смело выгнать. При этом его профессиональные качества отца не волнуют. Напротив, ему не нравится, что парень не заискивает перед ним, а держится с достоинством.

Камерная история с шестью персонажами, если не считать старой бабушки, которая так и не появится в кадре. Во многом он сделан в стилистике телеспектакля, и те, кому необходимы кадры разрухи, явно обратятся не по адресу. Режиссёра интересовал срез общества, самая больная для России тема – классовое расслоение между богатыми и бедными

Фильм Алексей Красовского камерная история с шестью персонажами, если не считать старой бабушки, которая так и не появится в кадре. Во многом он сделан в стилистике телеспектакля, и те, кому необходимы кадры разрухи, явно обратятся не по адресу. Режиссёра интересовал срез общества, самая больная для России тема – классовое расслоение между богатыми и бедными. Причём богатые чаще всего приспособленцы, своим состоянием обязанные близостью к власти. Это один из богатейших людей мира Уоррен Баффет может жить в доме, построенном в 1950-е гг. и ходить в дешёвых костюмах. Он свои миллиарды заработал своим талантом инвестора, и ему нет нужды подчёркивать свою значимость предметами роскоши. А вот профессор Воскресенский скорее всего обычный жулик от науки, пробравшийся на самый верх. Пока Н. И. Вавилов примерно в то же время умирал в тюрьме от голода, всякие Лысенко, заручившись поддержкой партии, делали всё, что хотели. Красовский, снимая о будто бы прошедших временах, вычленил суть проблемы, которая осталась и поныне, ведь те, кто во власти, вышли из той же самой партии, которая правила нами на протяжении более 70 лет.

Праздник у режиссёра со слезами на глазах, потому что пока одни пируют, другие грызут трупы, чтобы выжить. В XXI веке бессмысленно изображать блокаду – ни один фильм не передаст то, что было на самом деле. Но зритель, смотря ленту, действие которой условно происходит в преддверии 1942 года, не может не оглянуться по сторонам и не спросить себя – ну ладно, тогда была война, а сейчас-то чего так плохо живём? Ничего ведь не поменялось. Люди и сейчас умирают от безысходности. Освободилась ли страна от уз нацизма? Те, кто держал тогда город в кольце блокады, ныне давно в истории, а те, кто довёл страну до уровня «третьего мира» – все на местах.

«Праздник» очень опасный фильм для власти, поскольку способен спровоцировать волну народного возмущения. Так жить нельзя – это главное, что останется у зрителя в душе после просмотра. Поэтому чиновники и всячески препятствуют его показу, то пригоняя казаков в Питере для срыва мероприятия, то отключая свет в Нижнем Новгороде в целом доме (!). Да только всё напрасно. Фильм уже частично себя окупил, а постановщик не думает сдаваться и приступает к новому проекту. В конце концов, это тоже выход – снимать кино на народные деньги и самостоятельно заниматься прокатом. И хорошо, что таких фильмов становится всё больше. Это уже как предчувствие праздника и первое дуновение весны.

Telegram
Хронология: 2010-е 2019 | | География: Россия и СССР
Автор: |2019-04-28T12:18:18+03:0020 Апрель, 2019, 11:16|Рубрики: Рецензии|Теги: , |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok