///Премьера: “Хроники хищных городов” Кристиана Риверса

Премьера: “Хроники хищных городов” Кристиана Риверса

Brexit на максималках

Хроники хищных городов (Mortal Engines), 2018, Кристиан Риверс

Дмитрий Котов хвалит фэнтезийный блокбастер Кристиана Риверса

«Хроники хищных городов» — экранизация романа английского писателя Филипа Рива «Смертные машины», который изначально задумывался автором именно как масштабная трехактовая литературная основа для будущей киновселенной. Одним из продюсеров и соавторов сценария блокбастера выступил Питер Джексон, знающий толк в жанре фэнтези и сотрудничающий с художником Кристианом Риверсом уже четверть века. На протяжении этого времени Риверс трудился раскадровщиком и супервайзером в работе над всемирно известными фильмами Джексона по вселенной Толкиена, получил «Оскар» за визуальные эффекты в «Кинг Конге», а теперь впервые (по личному признанию — неожиданно для себя) занял режиссерское кресло перспективного и масштабного проекта о движущихся городах.

Спустя сотни лет после так называемой Шестидесятиминутной войны и краха человеческой цивилизации Земля сильно изменилась. На просторах, где когда-то находилась Европа, — Великие Охотничьи Угодья, рассекаемые в поисках ресурсов хищными городами. Живущие по законам «муниципального дарвинизма» в беспощадной мясорубке естественного отбора, огромные механизмы мобильных мегаполисов на колесах отлавливают и поглощают более мелкие городки, пополняя за их счет запасы топлива, энергии и рабочей силы. Монструозная махина с собором святого Павла на макушке, когда-то бывшая столицей Соединенного Королевства, достигла особых успехов в пожирании конкурентов: ассоциации с концлагерями и нацистскими методами в обращении с пленниками прилагаются. Таддеус Валентайн в исполнении уже не раз игравшего у Питера Джексона в цикле фильмов о Средиземье Хьюго Уивинга — глава городских археологов, выдающийся исследователь древностей, обладающий в Лондоне особыми привилегиями и де факто являющийся харизматичным лидером, несмотря на наличие номинального мэра. Его гнилое нутро раскрывается почти сразу же: уже в завязке фильма, после неудачного покушения на себя воинственной бунтарки Эстер Шо, он подло сталкивает вслед за ней в скрежещущую пропасть случайного свидетеля — молодого музейного работника Тома Нетсуорти. Мы заинтригованы тревожной судьбой и темным прошлым Эстер, заряженной жаждой мести за мать, и следим за тем, как эмоционально, на голом нерве, развиваются их неоднозначные отношения с поначалу неуклюжим и растерянным Томом, у которого только что разорвался шаблон совершенства общественной системы.

Кадр из фильма “Хроники хищных городов”

Кажется, будто актеров набирали в проект за красивые глаза. Нет, серьезно, у исполнителей ключевых ролей они действительно очень выразительны! Именно на «зеркале души» создатели фильма акцентируют особое внимание, неспроста же важный артефакт — кулон Пандоры Шо — выполнен в виде миндалевидного ока, а отличительной особенностью воскрешенного мертвеца — киборга Шрайка, охотящегося за протагонистами, — становятся разрезающие тьму прожекторы зеленых механических глаз. Воплотившая на экране мстительницу Эстер 29-летняя исландка Хера Хильмар (на самом деле — Хильмарсдоттир) снималась на родине с юных лет, а в 2008 году отметилась главной женской ролью в драматической короткометражке «Две птицы», посвященной теме подросткового сексуального насилия. Потому актрисе типичной скандинавской наружности роль суровой «мужеумной» девушки с поломанным детством и шрамом на пол-лица подошла идеально. Столь же органично коммуницирует с ней в контрастном экранном дуэте ровесник Роберт Шиэн — звезда британского сериала «Отбросы», актер чуткий и эмоциональный, под стать своей романтично-смазливой внешности и чарующему щенячьему взгляду.

Пока Валентайн и его подшефные под видом инновационного «энергетического проекта» конструируют нечто менее безобидное, собирая смертоносные «артефакты дисплейного века» в единую «вундервафлю», мы путешествуем по увлекательной антиутопической вселенной. Как и истории про эльфов и хоббитов, кино снималось на территории Новой Зеландии в 14 различных локациях. И даром, что творение команды Риверса — по сути своей царство хромакея, мир «Хищных городов» завораживает своей стилистикой и уникальной атмосферой. Спецэффекты и вымышленная реальность с цифровыми задниками грамотно вплетены в фактурные декорации, натуралистично выстроенные из резины и пенопласта. Художникам удалось найти прекрасное в своей сбалансированной эклектике сочетание дизельпанка, стимпанка, киберпанка и магического реализма. Мы то и дело удивляемся всевозможным механическим диковинам причудливых форм и обличий: лапы-манипуляторы, гусеницы и шестерни, рычаги и тумблеры, соседствующие с лабиринтами паровых труб сенсорные экраны и россыпи измерительных приборов с круглыми шкалами-циферблатами. Летательные аппараты с перепончатыми крыльями, баллонетами и гондолами будто созданы под впечатлением от футуристических карикатур второй половины XIX — начала XX века, а пейзажи городов, сооружений и локаций навевают ассоциации с полотнами Яцека Йерки.

Фэнтезийный мир живет по своим, хоть и условным, но вполне аутентичным законам; причудливый, но мощный двигатель неовозрожденческой жизни далекого будущего функционирует гладко, бодро и исправно, вырабатывая малотоксичный выхлоп с прицелом на последующие сиквелы

Внимательный зритель заметит на карте постапокалиптического мира будущего, появляющейся в кадре буквально на пару секунд, знакомый топоним — Novosibirsk. Удивительно, но это, по сути, единственное напоминание о России во всем фильме. Больше здесь о былинной «русской угрозе» никто не скажет ни в лоб, ни намеками, ни метафорами. Highly likely, авторы поступили очень мудро, не поддавшись соблазну погреть руки на теплых «солсберийских» скандалах и ввернуть в сюжет какую-нибудь развесистую клюкву о проделках Кремля. Геополитическая подоплека здесь тоньше, шире и развернута в несколько иной плоскости. Сюжет, как и в оригинальной тетралогии Филипа Рива, строится вокруг фундаментального цивилизационного противостояния Запада и Востока. Примечательно, что Лондон как самая сильная и могущественная машина, в прямом и переносном смысле, североатлантического мира — воплощение агрессии, малодушия, прагматизма и деструктивного властолюбия. А главное — слепой веры простого народа в благие намерения своего правительства. По другую сторону баррикад, а точнее Стены, — суперпоселение Шань Го, с которым зритель не имеет возможности познакомиться столь же близко, но успевает уловить образ конгломерата восточных культур с ярко выраженной китайской доминантой, олицетворение возрожденной гуманности, силы духа и вневременных ценностей. Иными словами, если бы мировая киноиндустрия мыслила теми же категориями, какими мыслят в Министерстве культуры РФ, подобное кино сразу же окрестили бы непатриотичным, подрывающим духовные скрепы и оскорбляющим чьи-нибудь чувства.

«Хроники хищных городов» — адекватное сочетание зрелищного энтертейнмента и гуманистического посыла о дружбе и любви, преданности и человечности, справедливости и прощении. Кино крайне динамичное, сбалансированное, ироничное, но не скатывающееся в подростковую комедию (единственный гэг в прямом смысле слова — «археологическая» шутка про миньонов). Да, это блокбастер, сверху донизу напичканный визуальными эффектами, но они не выглядят при этом чрезмерными, пафосными или неубедительными. Фэнтезийный мир живет по своим, хоть и условным, но вполне аутентичным законам; причудливый, но мощный двигатель неовозрожденческой жизни далекого будущего функционирует гладко, бодро и исправно, вырабатывая малотоксичный выхлоп с прицелом на последующие сиквелы.

Яндекс.Дзен
Хронология: 2010-е 2018 | | География: Британия Европа США
Автор: |2019-01-05T22:17:09+00:0013 Декабрь, 2018, 16:46|Рубрики: Премьеры, Рецензии|Теги: , , |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед по образованию, экскурсовод по профессии, специалист по архитектуре и Grammar Nazi по призванию. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Недоверчив к жизни, как владельцы отечественных автомобилей, хотя ездит на "мицубиси" американской сборки. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok