Trollface party
Правда или действие (Truth or Dare), 2018, Джефф Уодлоу
Дмитрий Котов находит игру Джеффа Уодлоу в ужасы смешной и нелепой
Оливия — блогер, и ее деятельность как-то связана со строительством домов. Мы, в общем-то, больше ничего не узнаем об увлечениях героини Люси Хейл, потому что это неважно. Важно то, что лучшая подруга по имени Марки не без читерства вынуждает Оливию бросить все дела и вместе с ней и друзьями на неделю поехать разнузданно тусить в Мексику, отмечая начало взрослой жизни. «Это наши последние каникулы», — постоянно повторяют герои, толсто намекая зрителю на мрачные перспективы поездки и напоминая, что в графе «жанр» таки значится слово «ужасы». И, что бы вы думали, последний вечер на родине сомбреро заканчивается в каком-то злачном месте, куда в потемках заводит хмельную компанию новый знакомый по имени Картер. Он предлагает сыграть в известную любому школьнику игру — «Правда или действие»… Уже скоро наши несмышленые любители текилы поймут, что Картер — тот еще говнюк. Хтоническое зло не дремлет, улыбается и машет, а потому игра — не просто игра. Она будет преследовать игроков до победного конца, а любое несоблюдение правил или отказ от участия повлечет самые страшные последствия — смерть. Такие дела.
Режиссер фильма «Правда или действие» Джефф Уодлоу при создании саспенса и ощущения незримого преследования ориентировался на легендарный «Звонок» и «Оно» (It Follows, 2014, не путать с экранизациями Кинга). При этом он ставил целью найти баланс между триллером, боевиком и комедией. Уодлоу отмечает: «Зрителям должно быть не только страшно, но и смешно в определенные моменты». Замысел сработал примерно наполовину. Испугать кино может разве что младенца, а вот посмеяться тут есть над чем: курьезность сюжетных поворотов, нелепость отдельных сцен, сумбурная и китчевая демонология, комичные «маски смерти». Тонкая грань между иронией и вызывающей «фэйспалм» дуростью здесь частенько рвется в сторону второго. Героев преследуют, по определению Оливии, «лица, как в жутком фильтре из Snapchat». Пожалуй, это прикольная идея — с юмором преподнести образ многоликого демона в виде искривленных физиономий с карикатурными озорными ухмылками и сдвинутыми бровями. Однако на протяжении полутора часов пусть интересный, но все же один и тот же и никак не меняющийся прием, конечно, срабатывать не будет.
Кадр из фильма “Правда или действие”
Над сценарием в общей сложности корпели четыре человека, включая самого Уодлоу. И, несмотря на поэтапность работы, при знакомстве с итоговым результатом складывается устойчивая параллель с синдромом лебедя, рака и щуки. Авторам так и не удается свести разрозненные идеи воедино, история получается неубедительной и хромает на обе ноги, особенно в деталях. Полиция, например, действует на удивление лениво, непрофессионально и некомпетентно. Многочисленные смерти, подозрительные совпадения и всевозможные косвенные улики не становятся препоной для подозреваемых и свидетелей: они беззастенчиво творят беспредел и свободно пересекают государственную границу. Вся ритуально-оккультная составляющая выглядит сырой и недоработанной, а обстоятельства вызова и изгнания демона шиты белыми нитками, пробуждая серьезные вопросы к алгоритму действий персонажей.
Герои, к слову, молоды и наивны, а если не лукавить, — глупы и примитивны. Сопереживать им весьма проблематично, ведь мотивации их невнятны, а характеры набросаны грубыми штрихами: ответственная девочка, которая чуть-чуть умнее своих недалеких друзей, слабая на передок блондинка с психологической травмой, парень-мечта с пленительным взглядом, гей-азиат, не просыхающая смуглолицая тусовщица, скептик-зазнайка и дебил, обреченный умереть первым. Сущность, которая вселилась в процесс игры и терроризирует несчастных студентов, по словам продюсера Джейсона Блума, знающего толк в вопросах жанра, «использует прошлое подростков против них самих». К сожалению, Уодлоу — не Финчер, а число героев — семь — не более чем совпадение. Увы, неплохая идея обыграть грехи, недостатки и грязные секреты ребят на деле — всего лишь набор ничем не замаскированных ружей на стене, бьющих дуплетом по воробьям. А вот по дерзости полета фантазии и по горьковатому привкусу абсурда фильм зримо перекликается с другими триллерами, спродюсированными Блумом — «Сплит» и «Прочь».
Испугать кино может разве что младенца, а вот посмеяться тут есть над чем: курьезность сюжетных поворотов, нелепость отдельных сцен, сумбурная и китчевая демонология, комичные «маски смерти»
Пожалуй, самая неловкая сюжетная линия — любовный треугольник между Оливией, Марки и Лукасом. Настолько он топорный, вычурный и выпирающий, что скорее похож на треугольную призму. Ту самую, из геометрического сортера, которую умственно отсталый ребенок пытается запихнуть в круглое отверстие. В этой связи не удивительно, что самая страшная правда, которую скрывает «милая обманщица» от своей подруги, не станет откровением для того, кто способен сложить два и два.
«Мне хотелось снять интересный, необычный, страшный и впечатляющий фильм», — признается Уодлоу. Вот только желания не всегда совпадают с возможностями, и до леденящей душу девочки из «Звонка» игривому образу демона Кэллакса — как до Мексики верхом на черепахе. Даже «Оно» при всех своих существенных недостатках обладает цельной атмосферой, чем «Правда или действие» похвастать не может. Зато прослеживаются в работе Уодлоу сюжетные и концептуальные заимствования из долгоиграющего и уже исчерпавшего себя «Пункта назначения», даром что поленом никого не пришибло. Инфернальный «троллфэйс» вряд ли будет преследовать в кошмарах после просмотра этого несостоявшегося ужастика, но целевой аудитории ленты — веселым студентам и подросткам — разово поугорать под пивко — самое оно. Или под текилку, maldita sea!