Красота спасет мир. Красота и котики
Кошачьи миры Луиса Уэйна (The Electrical Life of Louis Wain), 2021, Уилл Шарп
Дмитрий Котов — о биографической драме Уилла Шарпа
О трудностях произношения фамилии замечательного британского актера не шутил, наверное, только ленивый. Но с каждой новой неожиданной ролью, с каждым свежим образом и виртуозным перевоплощением все меньше хочется петросянить на тему кукумберов, поражаясь разноплановости Бенедикта. Винсент Ван Гог, Алан Тьюринг, Стивен Хокинг, Шерлок Холмс наконец — список этих легендарных гениев в фильмографии Камбербэтча, схожих друг с другом разве что степенью своей исключительности, пополнился еще одной поистине уникальной фигурой — художником мирового уровня, который лишь спустя 120 лет после обретения популярности на родине удостоился киновоплощения.
Кадр из фильма “Кошачьи миры Луиса Уэйна”
Если даже вы впервые слышите имя Луиса Уэйна, вы почти наверняка видели его работы. Многочисленные иллюстрации и открытки с изображением антропоморфных кошек не просто произвели в начале XX века фурор в британском обществе — они полностью изменили отношение к усатым пушистикам и вернули им былую славу. Животное, некогда почитаемое и фактически обожествляемое в Древнем Египте, в викторианской Англии было не в чести — чопорные аристократы предпочитали породистых собак, которые сопровождали их на светских мероприятиях. До тех пор, пока эксцентричному лондонскому художнику не удалось своим творчеством сломать систему. Еще один пик популярности «коты Уэйна» пережили в 1990-е, а теперь, что логично, заполонили просторы интернета. Обаятельные симпатяги, нарисованные в очень узнаваемой, уникальной манере, забавно предаются разным человеческим заботам и развлечениями: пьют чай, играют в карты и пинг-понг, ходят на рыбалку, поют песни, читают книги… А иной раз это просто миловидные портреты кошек, выглядывающих из травы или прячущихся в цветах. Каждый из персонажей Уэйна обладает живой мимикой — котики смеются, хитро ухмыляются, подмигивают друг другу, что-то задумывают, удивляются, иногда пугаются и грустят. Однако не каждый, кто любуется этими чудными рисунками, наполненными доброй иронией, юмором, яркими красками и меткой сатирой, знает, какие несметные ужасы, лишения и страдания выпали на долю их создателя. Именно об этом фильм Уилла Шарпа.
Луис Уэйн родился в 1860 году и, довольно рано потеряв отца, остался с пятью младшими сестрами на попечении. Не справляясь с домашним хозяйством, он нанял гувернантку по имени Эмили Ричардсон, влюбился и в 1884 году сыграл с ней свадьбу, чем навлек на семью всеобщее порицание консервативной лондонской публики, не приветствовавшей неравный брак. Пара была счастлива недолго — вскоре у Эмили был обнаружен рак груди, и она скончалась спустя три года после обручения. Бремя мучительной болезни для молодой женщины скрашивал найденный в саду и покоривший сердца супругов черно-белый котенок Питер, которого Луис очень часто изображал на своих рисунках. Во многом именно эти обстоятельства, эти трогательные отношения и определили творческую судьбу Уэйна.
Луис Уэйн
Готовясь к роли, Камбербэтч, сам обладающий талантом живописца, пробовал копировать работы Уэйна и даже научился делать зарисовки двумя руками одновременно. Это лишь одно из проявлений актерского трудолюбия и профессионализма. Его герой удивительным образом вмещает в себя привлекательную неуклюжесть, безграничную чуткость, поразительную самоотдачу, невыносимое упрямство и пугающее безрассудство. Это человек, который по-настоящему умеет любить, и любовь эту проносит через всю свою жизнь. Клэр Фой, сыгравшей Эмили, удалось выполнить сложную режиссерскую установку: за относительно небольшой отрезок экранного времени влюбить в себя не только растерянного, никогда раньше не обращавшего внимания на женщин чудаковатого гения, но и требовательного зрителя. Так, что не остается ни малейшего сомнения в искренности чувств персонажей и их мотиваций. Все сцены с участием экстравагантной пары органичны в диалогах, отыгрыше и хронометраже, удерживая идеальный баланс между комедией, мелодрамой и драмой.
Красивый фильм. Фильм о красоте. О том, как ее увидеть, пропустить через себя и преумножить во благо других, даже если вокруг — кромешная скорбь, страдание и безумие. А единственная путеводная нить из мрака к свету — любовь.
Взбалмошные и экспрессивные сестры создают подходящий эмоциональный «бэкграунд» для хаотичного братца, Колин Фёрт и Тайка Вайтити оживляют просмотр своими внезапными эпизодическими появлениями, а Тоби Джонс в роли главного редактора Illustrated London News сэра Уильяма Ингрэма вычерчивает образ мудрого наставника и понимающего друга, действуя при этом не в ущерб деловым отношениям со своим штатным иллюстратором. Да и как иначе, ведь Уэйн, имея талант, совсем не умел его выгодно продать, порой забывая подписывать работы, расплачиваясь ими за мелкие услуги и не задумываясь об авторских правах, чем обрекал семью на финансовые злоключения. Более того, Уэйн был одержим темой «электричества», пытаясь даже получить патент в этой области. Кстати, оригинальное название ленты — The Electrical Life of Louis Wain. Что такое «электричество» в понимании Уэйна — одна из интригующих загадок фильма, которую интересно разгадывать, наблюдая за прогрессирующей душевной болезнью художника. Визуальное воплощение галлюцинаций Уэйна весьма любопытно. Без экстраординарных решений, но с адекватным уровнем психоделии, с устойчивым эффектом погружения в измененное сознание ближе к концу картины. Возможно, именно поэтому некоторые сцены финальной трети кажутся несколько затянутыми, и это, пожалуй, единственное, что хочется отнести к недостаткам. А вот все живые кошки, кстати, снимались безо всякой компьютерной графики, хотя в одном из эпизодов их задействовано более 40. В роли Питера успели попробовать себя три пушистых актера, среди которых Феликс — ранее он уже снимался в рекламе корма.
Отрадно и то, что мы постоянно видим в кадре точные репродукции рисунков Уэйна, а иногда и процесс их создания. На фоне котиков не теряется специфическая атмосфера викторианского и эдвардианского Лондона, будто увиденная глазами художника: не всегда темная, холодная и депрессивная, а красочная и жизнерадостная, то и дело утопающая в зелени и залитая лучами солнца, с веселенькими костюмами и в эстетичных интерьерах. С цветовой гаммой, незаметно меняющей теплоту и насыщенность в соответствии с настроением происходящего на экране. Красивый фильм. Фильм о красоте. О том, как ее увидеть, пропустить через себя и преумножить во благо других, даже если вокруг — кромешная скорбь, страдание и безумие. А единственная путеводная нить из мрака к свету — любовь.