//Рецензия на “Бермудский треугольник” Кристиана МакИнтайра

Рецензия на “Бермудский треугольник” Кристиана МакИнтайра

Призраки прошлого

Бермудский треугольник (Lost Voyage), 2001, Кристиан МакИнтайр

Андрей Волков рецензирует хоррор Кристиана МакИнтайра

Студия Филлипа Дж. Рота «Unified Film Organization» (сокращённо UFO) была одним из лидеров производства малобюджетных хорроров и фантастики в 1990-2000-е гг. Качество фильмов было неоднозначное, но явно выше, чем на студии Роджера Кормана. Филлип Дж. Рот не жадничал на хороших актёров, а также не продюсировал совсем примитивные ленты, которые в обильном количестве стала выпускать в это же время студия мокбастеров «The Asylum».

UFO в общем и целом поставляло годный контент для кабельных каналов и релизов на vhs и dvd. Их фильмы отличаются по художественному уровню в репертуаре канала ТВ-3, как раз специализирующегося на показе самых низкопробных фильмов категории B. Вот и дебютную режиссёрскую работу монтажёра UFO Кристиана МакИнтайра довольно часто крутили по ТВ-3. Наряду с более поздней фантастикой «Антитело» (2002), это самый известный фильм МакИнтайра-режиссёра, который пробыл в этом качестве недолго, вскоре вернувшись к основной профессии. Сценарий он создал вместе со штатным сценаристом Патриком Филлипсом, и посвящён он, как понятно из русскоязычного названия, Бермудскому треугольнику.

Тема эта абсолютно не новая и легко можно вспомнить несколько фильмов, которые касались таинственных происшествий в этом районе. Наиболее известным является дорогостоящий хоррор мексиканского лидера жанра Рене Кардоны-младшего «Бермудский треугольник» (1978), с международными звёздами Джоном Хьюстоном, Уго Стиглицем и Глорией Гвида.

Работа Кристиана МакИнтайра «Потерянный рейс», переименованная нашими дистрибьюторами в «Бермудский треугольник», едва ли сможет конкурировать по многим параметрам с классическим ныне хоррором Рене Кардоны-младшего. Однако профессия монтажёра привила постановщику чувство ритма, в результате чего перед нами редкий пример фильма, практически лишённого проходных сцен. Все персонажи появляются вовремя и к месту, раскрыты настолько, насколько это нужно для сюжета, а хорошие актёры в лице Джадда Нельсона, Джанет Ганн, Джеффа Кобера и Лэнса Хенриксена профессионально отыгрывают свои роли.

Кадр из фильма “Бермудский треугольник”

40-летняя Джанет Ганн, знакомая американским зрителям по многочисленным ролям на телевидении, а нашим – по работе с Жан-Клодом Ван Даммом в фильме «В поисках приключений» (1996) оказалась настоящей находкой для студии. Она привлекательна внешне, женственна, имеет типаж самостоятельной, но в то же время уязвимой яппи. Её легко можно представить в похожих ролях уверенных в себе городских девушек, не скрывающих свою женственность и тем удачно оттеняющих мужскую маскулинность, но, к сожалению, Джанет вскоре завязала с карьерой, выйдя замуж за бизнесмена Дерека Нортона.

Фильму Кристиана МакИнтайра вполне можно простить дешёвую плёнку, на которую он снят, а также компьютерную графику, не слишком достоверно изображающую море. Зато режиссёр оказался способен заинтересовать самой историей, а также атмосферно снять сцены на корабле, так что спустя многие годы после первого просмотра удивляешься умелому саспенсу и разнообразным нападениям призраков, из которых особенно выделяется сцена с героем Лэнса Хенриксена, через тело которого сначала пролетает один призрак, а потом другой забирает его душу.

Если же сравнить с голливудской постановкой «Корабль-призрак» (2002), то приходится задаться вопросом – что же помешало мастеру спецэффектов Стиву Беку снять увлекательный страшный хоррор? Приём, который сработал в руках МакИнтайра, отсылает нас к театральным пьесам. Строгое соблюдение правила завязка-кульминация-развязка, малое количество героев (в пределах 12 персонажей), интересные взаимоотношения между ними, так что авторы вскользь воспроизводят и знакомое по многочисленным сериалам чувство вины, которое преследует как парапсихолога Аарона Робертса, так и телеведущую Дану Элвей, чем объясняется их одержимость работой, и к месту вставляют рассказ о настоящем корабле Мэри Целеста, дрейфовавшем в водах Гибралтара в 1872 году.

Приём, который сработал в руках МакИнтайра, отсылает нас к театральным пьесам. Строгое соблюдение правила завязка-кульминация-развязка, малое количество героев (в пределах 12 персонажей), интересные взаимоотношения между ними

Интрига, выстроенная вокруг тайны исчезновения и возвращения «Корона Квин», во многом основана на идеях американского лингвиста Чарльза Берлица, который в 1974 году опубликовал книгу, ставшую бестселлером. В ней он утверждал, что исчезновения в Бермудском треугольнике связаны с порталами и разломами между мирами, а людей якобы похищают пришельцы. Однако сценаристы фильма вспомнили оригинальную концепцию ада в космосе из фильма «Горизонт событий» (1997), удачно встроив её в морской хоррор.

В итоге, любопытная вещь!, дешёвый фильм, снятый для кабельного канала, запоминается больше, чем вышедшие параллельно с ним морские хорроры из Голливуда, а также мини-сериал «Бермудский треугольник» (2005), созданный авторитетным продюсером Дином Девлином для Sci Fi Channel. И совсем уж удивительно, что фильм Кристиана МакИнтайра получился отнюдь не бестолковым ужастиком.

Прощение своих детских грехов героями и избавление таким образом от призраков душ, рифмуется с последним вояжем «Корона Квин» в центр густого тумана. Прошлое сокрыто от нас пеленой магеллановых облаков, куда проникнуть также невозможно, как повернуть время вспять. «Корона Квин», подобно «Летучему Голландцу», стала символом тайны, которую не дано познать. Не стоит вторгаться по ту сторону жизни, как не нужно вечно жалеть о том, что не дано исправить, отворачиваясь от будущего.

Режиссёр умело воспроизвёл неловкое, но трогательное зарождение отношений между двумя взрослыми людьми, которые прячутся от реальной жизни, разгадывая тайны прошлого. Символична финальная сцена, где физик Робертс решил не отвечать на звонок, который пришёл к нему из сумрачных глубин морского тумана, ведь он идёт на свидание с Даной. В любви друг к другу и заключается главная тайна бытия. Ада нет, кроме того, что внутри.

Facebook
Хронология: 2000-е | |
Автор: |2021-01-24T14:42:47+03:0026 Январь, 2021, 11:33|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok