Терапия странностей
Дышите свободно, 2021, Сергей Бодров
Дмитрий Котов — о медицинско-любовной драме Сергея Бодрова старшего недавно вышедшей на KION и других отечественных онлайн-стримингах
Фильмы о людях с ограниченными физическими возможностями и ментальными особенностями вполне можно выделить в отдельный драматический жанр. Некоторые попытки рассказать о сложностях персонажей не таких, как все, превращаются в культовые образцы вроде «Человека дождя», «1+1», «…А в душе я танцую». Иной раз получается кино камерное, ламповое, фестивальное: «В космосе чувств не бывает», «День восьмой», «После Томаса». Порой выходит и нечто неоднозначное — наподобие «Временных трудностей». Так или иначе, тема благодатная и, как правило, исправно находящая теплый отклик у зрителей, не обделенных сердцем. Вместе с тем подход к ней нужен деликатный. Во-первых, чтобы в желании привлечь внимание к проблеме случайно не оскорбить чьи-то чувства. Во-вторых, чтобы банально избежать вторичности (такой каламбур), ведь снято уже много и в разных ракурсах. Свою новую работу «Дышите свободно» Сергей Бодров старший посвятил людям, которые страдают от заикания.
Кадр из фильма “Дышите свободно”
Ольга Николаевна Черкасова — успешный врач, дочь профессора медицинской академии, автор уникальной методики по лечению заикания. Первая же сцена фильма, причем довольно длительная, — своеобразное шоу, в ходе которого Черкасова прямо на новоиспеченных пациентах демонстрирует наблюдателям в зале свои невероятные врачевательные способности и возможности [само]внушения. Маститый отечественный кинематографист Бодров не ходит вокруг да около, сразу наглядно демонстрируя серьезность комичного на первый взгляд недуга. Заодно знакомит зрителя с главными и второстепенными персонажами. В новой группе Черкасовой проходят терапию автомеханик Игорь и молодая девушка Вера. Игорь и Вера находят общий язык (пусть это не прозвучит издевкой) и начинают встречаться. Черкасова, тем временем, тоже имеет свои планы на Игоря…
Рано или поздно мы узнаем некоторые обстоятельства личной трагедии Игоря и парочку подробностей биографии Веры. Но непонятного и невнятного будет много. Во всех смыслах. Фильм притягивает к себе чисто механически — необходимостью прислушиваться к речи героев, удерживая концентрацию. А запоминается — как ни удивительно, своей странностью. Вроде бы нужный эффект создан — зритель максимально погружен в повседневную жизнь заик, вовлечен в их вынужденно искаженную, специфическую коммуникацию. Однако это то состояние, которое сродни не то трансу, не то необходимости слушать не очень интересную байку из уст знакомого — из вежливости. Скорее неловкость и дискомфорт, нежели сопереживание. Комбинация чувств, которую не вызывают киноленты, упомянутые в первом абзаце. Невнятность дикции персонажей будто ломает и структуру сценария, лишая его стройности и логической ясности. Возникают, например, чужеродные эпизоды со спасением подруги Веры из борделя или выбрасыванием пистолета в реку. Диалогам то и дело не хватает изящества, находчивости и глубины. И песенка, спетая Ольгой Николаевной на своем дне рождения, — намек, толщина которого превышает ожидания. И столь по-детски наивно, наигранно и в лоб высказанные Черкасовой в разговоре с Верой переживания о том, как ей одиноко… К слову, по-настоящему убедителен и силен по актерской части лишь Евгений Ткачук. А более всего разрушителен для реалистичности и, как следствие, практической ценности ленты — очень «киношный», несоизмеримо игрушечный, бутафорский по отношению к предшествующей драме финал.
Фильм притягивает к себе чисто механически — необходимостью прислушиваться к речи героев, удерживая концентрацию. А запоминается — как ни удивительно, своей странностью.
Неожиданный титр — ремарка от режиссера, поясняющая, что заики не заикаются, когда поют, — сродни разрушению четвертой стены. Казалось бы, шаг в сторону документалистики? Но нет. Ничто другое не выдает ни атмосферу, ни форму подачи, ни расстановку акцентов в том виде, как это было, например, в документалках «Съесть слона» или «Антон тут рядом». Художественный фильм остается полностью художественным. Подсвечивает ли он проблему людей с заиканием? Да, безусловно. Может ли он увлечь? Тоже да, хоть и весьма неочевидным способом. В остальном — кажется, это всего лишь очередная история любовного треугольника, пусть и в не совсем привычной плоскости.