//Рецензия на “Вернуть Бена” Питера Хеджеса

Рецензия на “Вернуть Бена” Питера Хеджеса

Что гложет Бена Бернса?

Вернуть Бена (Ben Is Back), 2018, Питер Хеджес

Артур Сумароков о драме Питера Хеджеса

Канун Рождества в маленьком американском городке Вентчестер. На пороге родительского дома появляется Бен – юноша нервный, с взором потухшим. После поспешных счастливых объятий и долгожданного воссоединения с семьей, Холли, мать Бена, прячет подальше все имеющиеся в доме медицинские препараты, ибо Бен – наркоман, который к тому имел смелость и несчастье (чего больше, станет ясно позднее) сбежать из реабилитационного центра. Впрочем, сперва Бен врёт что вылечился, и наконец семья может вдохнуть полной грудью. Но вскоре пропадает домашний пёс Понсо и, кажется, что вернувшийся блудный старший сын Бен имеет самое прямое отношение к этому происшествию.

Кадр из фильма “Вернуть Бена”

Американский писатель и режиссёр Питер Хеджес в своём творчестве, вершиной в котором до сих пор является роман «Что гложет Гилберта Грейпа», отличается благообразной и предсказуемой последовательностью, которая, при наихудших раскладах, постоянно грозила превратиться в морализаторское занудство о семейных ценностях, и лишь хорошие актеры спасали откровенно вторичные по содержанию ленты «Кусочки Эйприл», «Влюбиться в невесту брата» и «Странная жизнь Тимоти Грина». Собственно, все три режиссерские работы Хеджеса занимательно, но достаточно безыскусно исследовали нутро среднестатистической американской семьи, разве что с некоторыми поправками на минимальную фиксацию обыкновенного безумия и инаковости. Если Хеджес-писатель не боялся томного взгляда на социальное неблагополучие внутри амерканских традиционных семей, то Хеджес-режиссёр склонен к постоянному нарративному упрощению и демонстрации тотальной бесконфликтности. Хеджесу-режиссеру будто хочется подсластить пилюлю безнадежных бытовых ужасов своих соотечественников, в то время как Хеджес-писатель жизненную горечь на приторную сладость не меняет – неравноценный обмен, выливающийся в итоге в авторский обман.

Впрочем, четвёртая режиссерская работа Хеджеса, драма «Вернуть Бена», наконец имеет баланс между двумя присущими постановщику крайностями: невзыскательной сказочностью и сдержанным реализмом. Даже выбранное время действия – канун Рождества – изначально настраивает зрителя на постоянное предчувствие чуда. Но увы не в этот раз, и, при всей своей сохраняющейся на всём протяжении ленты предсказуемости, как такового чуда не случится. Скорее будет разрешение давно перезревших конфликтов, потому финал картины выглядит как многоточие, и не более того. Хеджес не стремится наконец додумать окончательно за героев и зрителей завершение истории, тем паче что возвращение Бена происходит поэтапно. Сперва это просто возвращение домой, пронизанное ощущением тотального к нему недоверия со стороны отчима и матери. Позже – возвращение к прошлому, переживание в течении одной ночи всех своих проступков, теперь уже не в одиночестве, а вместе с матерью. И лишь к финалу это возвращение к некоей, пускай пока что достаточно условной, слишком нестойкой, но норме, возвращение к самому себе, возвращение, обернувшееся моральным и физическим очищением, избавлением от собственного же тягостного, жёсткого опыта ухода в себя. Где-то еще дальше, совсем на задворках ленты, присутствует и пресловутое ницшеанское «вечное возвращение». И режиссёр в этой семейной наркодраме избавляется от той нарочитой лакированности, которая сгубила, к примеру, предыдущий его фильм «Странная жизнь Тимоти Грина». Исчезла и яркость красок, которыми были пропитаны прошлые киноработы Питера Хеджеса; «Вернуть Бена» практически полностью снят в намеренно тусклых, депрессивных тонах, отражающих то состояние внутреннего раздрая, в котором находятся мать и сын Бернсы, вынужденные колесить в течение одной ночи в поисках пропавшего пса и крупиц правды друг о друге. Питер Хеджес не придумывает каких-либо новых авторских приёмов (ему вообще как постановщику чуждо любое экспериментирование), рассказывая историю о подростковой наркомании линейно, и сосредотачиваясь в первую очередь на постепенном раскрытии двух центральных героев. Лукас Хеджес при этом полностью крадет все зрительское внимание на себя, несмотря на то что Джулия Робертс существует в своей роли естественно, очень точно подмечая все нервные нюансы своей героини, вынужденно возвращаемой своим сыном к их прошлым общим обидам и болезненным поступкам.

«Вернуть Бена» практически полностью снят в намеренно тусклых, депрессивных тонах, отражающих то состояние внутреннего раздрая, в котором находятся мать и сын Бернсы, вынужденные колесить в течение одной ночи в поисках пропавшего пса и крупиц правды друг о друге.

Хеджес, запустив повествовательный маховик путешествия на край ночи двух близких, но в целом неприкаянных людей, одинаково внимательно изучает отношения между Холли и её сыном и в то же время выходит за рамки чисто семейной истории с кучей травм, скелетов и не до конца высказанных фраз. Привычное место действия микрокосмоса Хеджеса – американская провинция, похожая на сотни других таких же провинциальных городков где угодно. В фильме «Вернуть Бена» Хеджес самым тщательным образом проникает за уютные фасады Вентчестера, погружая Холли на самое дно родного ей города. Конечно, она прекрасно помнит весь перенесенный ей, благодаря сыну, кошмар, но именно эти поиски пропавшего пса открывают ей город с иной стороны, ранее ей словно бы не замечаемой. Тем более зачем думать о том что происходит совсем близко, если в её жизни, после отправки сына на лечение, стала появляться стабильность, то самое среднестатистическое благополучие, не предусматривающее на самом деле никакой сознательной эмпатии? Жить своей жизнью, не думая о жизнях других, но вторжение Бена сталкивает её с этими другими ближе, чем ей хотелось бы именно сейчас. Собственно, благодаря этому погружению в самые злачные места Вентчестера Холли начинает по-настоящему понимать своего сына. И отвечать уже подробно на витающий в воздухе ленты вопрос: так что так гложет Бена Бернса?

Telegram
Хронология: 2018 | | География: США
Автор: |2019-03-08T11:43:02+03:008 Март, 2019, 11:35|Рубрики: Рецензии|Теги: , |
Артур Сумароков
Гедонист, нигилист, энциклопедист. Укротитель синонимических рядов и затейливого синтаксиса. Персональный Колумб Посткритицизма, отправленный в плавание к новым кинематографическим землям. Не только знает, что такое «порношаншада», но и видел это собственными глазами. Человек-оркестр, киноманьяк, брат-близнец Ртути. Останавливает время, чтобы гонять на Темную сторону Силы и смотреть артхаус с рейтингом NC-17. Возвращается всегда с печеньками.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok