Сойдет для сельской местности
Удача Логана (Logan Lucky), 2017, Стивен Содерберг
Сергей Феофанов – о новом фильме Стивена Содерберга
Северная Каролина, наши дни. Рабочего Джимми Логана (Ченнинг Татум) увольняют из-за его хромоты, создающей дополнительные страховые риски. Джимми не отчаивается и задумывает ограбление века с участием своего брата Клайда (Адам Драйвер), зека-редицивиста Джо Бабаха (Дэниэл Крейг) и других замечательных людей. Такое вот восстание масс, бунт старой доброй одноэтажной Америки против захвативших все на свете корпораций; история о том, как вечным неудачникам все-таки повезло.
«Удача Логана» выглядит настолько же глупо, насколько и мило: однорукий бармен смешивает коктейли, пролетарий разрабатывает хитрый план, хранилище с деньгами взрывают бомбой из мармелада, а симпатичные реднеки веселятся на захолустной ярмарке с противоестественными аттракционами. Кажется, еще немного – и откуда-то из-за угла выскочит артист Мэтт Л. Джонс в образе «Барсука» из Breaking Bad. Этого, конечно, не происходит, зато в какой-то момент в зрителей выстреливают шикарной шуткой о «Ветрах зимы» (она остается единственным на весь фильм гэгом такого высокого полета).
Кадр из фильма “Удача Логана”
Крейг в образе Джо Бабаха отвечает за юмор и оттягивается на всю катушку, артист Драйвер грустно трясет протезом, а любимый актер Содерберга Ченнинг Татум честно отбывает экранное время, пытаясь (безуспешно, конечно же) вытащить хоть какую-то драму из своего героя. Неровный и несбалансированный фильм то застывает в избыточном прологе, то летит куда-то со скоростью света. Впрочем, когда начнется ограбление, все проблемы местной драматургии отойдут на второй план – Содерберга можно много в чем упрекнуть, но с таким материалом он умеет работать, возможно, лучше всех в современном кино.
По правде сказать, история создания «Удачи Логана» несколько интереснее самого фильма: несколько лет назад режиссер ушел из кино, а потом вернулся, освободился от студийного диктата и сделал все самостоятельно (решил вопросы с финансированием, продал права на будущий фильм – сам, все сам). Еще одной интригой стала личность сценариста Ребекки Блант (то ли талантливой дебютантки, то ли alter ego постановщика). Едва ли хоть кто-то сочтет «Удачу» важной для режиссера работой, но есть в этом всем что-то такое, чего всем нам не хватало во время отдыха Содерберга от большого кино.
Работа Содерберга представляет собой то ли «Друзей Оушена» в сельской местности, то ли трагикомедию братьев Коэн, сдобренную изрядной порцией немотивированного оптимизма
Его новая работа представляет собой то ли «Друзей Оушена» в сельской местности, то ли трагикомедию братьев Коэн, сдобренную изрядной порцией немотивированного оптимизма. Есть в этой безделушке и социальные обобщения. Лет 50 назад «Удачу Логана», не задумываясь, назвали бы левым фильмом, воспевающим маленьких людей, но сегодня аудитория левых – не страдающие от зловещего капитализма рабочие, а национальные меньшинства, феминистки и тому подобная публика. «Ржавый пояс» же махнул на всю эту возню рукой, проголосовал за прикольного демагога в смешном парике и принялся строить американскую мечту своими руками.