Холст, масло, бумага, слова
Ван Гог. С любовью, Винсент (Loving Vincent), 2017, Дорота Кобела, Хью Уэлшман
Дмитрий Котов восхищается красотой анимационного полотна Дороты Кобелы и Хью Уэлшмана.
Винсент ван Гог, по мнению многих, был одним из самых одаренных художников в истории. И уж точно — одним из самых эксцентричных. Чего стоит один только случай с отрезанным ухом. Его картины, коих за 8 лет активной созидательной деятельности ван Гог написал более 800, искусствоведы всего мира уже проанализировали вдоль и поперек. А вот супруги-кинематографисты Дорота Кобела и Хью Уэлшман постарались рассказать зрителю не столько о таланте Винсента, сколько о тонкой творческой натуре, тяготах небогатой жизни, трудностях в отношениях с семьей и близкими, непреодолимом одиночестве исключительной души.
Сюжет картины незатейлив. В 1891 году, спустя год после смерти художника, молодой человек по имени Арман Рулен, сын почтмейстера, приезжает в городок Арль на юге Франции, чтобы передать последнее письмо Винсента брату Тео лично в руки. Узнав о кончине адресата, подкошенного известием о самоубийстве родного человека, Рулен не спешит уезжать и знакомится с людьми, помнящими рыжеволосого взъерошенного мужчину, похожего скорее на бродягу, нежели на великого живописца. Одни видели в нем отталкивающего безумца, другие — добросердечного тихоню. Показания собеседников расходятся, что подталкивает юношу к проведению собственного неофициального расследования загадочной смерти Винсента.
Кадр из фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент»
Как-то неловко называть эту работу мультфильмом в привычном смысле слова. Это ожившее живописное произведение, переносящее зрителя в пестрый постимпрессионистический мир, периодически погружаемый в черно-белую графическую дымку воспоминаний героев. Фильм стал первым в мире, полностью нарисованным красками на холсте. Чтобы «склеить» полуторачасовую полнометражку, повествующую о последних днях жизни Винсента, команда из более чем сотни художников за семь лет создала около 65 тысяч кадров, некоторые из которых повторяют признанные шедевры ван Гога. В работе приняли участие несколько европейских студий, география проекта впечатляет: от Лондона до Варшавы, от Вроцлава и Гданьска до Амстердама.
Действующими лицами истории стали люди, написанные самим ван Гогом. Однако примечательно, что авторы фильма не ставили целью просто заставить портреты двигаться: каждый из персонажей имеет хоть и анимационную, но крайне узнаваемую внешность актера, его озвучивающего. Дуглас Бут в роли Рулена, Джером Флинн в образе доктора Гаше, его дочь Маргарита, воплощенная Сиршей Ронан… Актеров, облаченных в костюмы своих героев, писали с натуры в студийных декорациях, а затем «оживляли».
Перипетии детективно-квестового сюжета анимационной ленты Кобелы и Уэлшмана весьма заурядны. При этом фильм безупречен формой и прекрасен исполнением, в нем есть именно то, что делало полотна ван Гога выдающимися — настроение, пойманный момент бытия, искрящийся полнотой жизни.
Конечно, о ван Гоге было сказано немало, кинематографисты не раз обращались к событиям его жизни. Например, в 1990 году в художественном фильме «Винсент и Тео» живописца сыграл Тим Рот, а в 2010 году ВВС выпустил приятный, спокойный по настроению и качественно снятый телевизионный байопик «Ван Гог: Портрет, написанный словами», где в главной роли солировал один из самых востребованных британцев современности Бенедикт Камбербэтч. Несмотря на прощупывание альтернативной версии о насильственной смерти художника, выдвинутой американскими историками-искусствоведами в 2011 году, перипетии детективно-квестового сюжета анимационной ленты Кобелы и Уэлшмана весьма заурядны. При этом фильм безупречен формой и прекрасен исполнением, в нем есть именно то, что делало полотна ван Гога выдающимися — настроение, пойманный момент бытия, искрящийся полнотой жизни. Художники проделали колоссальную работу, пытаясь водить по холсту рукой Винсента, ощутить пульсирующую энергию его кисти. Конечно, полностью повторить нетривиальное, чуткое и прозорливое видение натуры, тонкое понимание возможностей цвета и чувство мазка было практически невозможно. Однако мастера, работавшие над фильмом, показали высокий уровень профессионализма, написав этот удивительный мир живым и притягательным, населив его яркими, приятными, располагающими к себе и по-хорошему простыми персонажами. В центре композиции — фигура сложного, глубоко ранимого и не понятого окружающими человека с подорванным душевным здоровьем, постоянно доказывающего что-то самому себе и страстно желающего тронуть людей своим искусством: «Я хочу, чтобы они сказали: он чувствует глубоко, он чувствует нежно».