Стас Селицкий вспоминает самые яркие версии Бэтмена
Впервые на киноэкранах Бэтмен предстал в виде, нет-нет, не рельефного культуриста, а слегка пузатого мужичка в высоком черном подгузнике. Стилистика обусловлена временем — сериал был похож на все старомодные рекламы 50-х. Пластика актеров, ритм, звуковое сопровождение. О времена! О нравы! Самое забавное, что в сороковых был похожий сериал, только черно-белый. Впрочем, исполнитель главной роли Адам Уэст в современное время больше запомнился как голос мэра Адама Уэста из мультсериала «Гриффины». Такой вот оммаж от негодяя Сэта МакФарлейна.
В тех же годах, во время выхода сериала с Уэстом, в Японии не по-детски увлеклись телевоплощением «ушастого» супергероя, и горделивые азиаты по-быстрому наладили производство манги по мотивам. Она настоящий раритет для коллекционеров. Японизация — это не только существующее в словаре слово, но довольно актуальное понятие.
Ближе к концу семидесятых утвердившаяся концепция комиксов претерпевала очередное переосмысление и переход к современному веку, но мультсериалы по-прежнему были светлыми и одноклеточными по своей структуре. Бэтмен все еще бегал в смешных декорациях и сражался против бесхитростных злодеев, находящихся по уровню коварства где-то рядом с укуренными додиками из «Скуби-Ду».
Не секрет, что опыт мультивселенных — это отличный способ поднять продажи издательства комиксов, меняя сеттинг, но не общую концепцию произведения. Так на страницах комиксов Бэтмен был ковбоем, вампиром, мутантом, путешественником во времени (последнее у сценариста Гранта Моррисона) и, конечно, актером в мире, где Бэтмен — выдуманный персонаж. Не обошлось и без самого излюбленного клише — задолго до того, как Капитан Америка выкликнул «Хайль, Гидра!», Брюс Уэйн был нацистским прихвостнем.
Конец старых добрых девяностых предвещала заключительная часть квадралогии из-под крыла Тима Бертона , когда режиссером уже был кислотник Шумахер. Но результат был еще чудовищнее — арену разразили блестящие соски на доспехах Рыцаря. Джордж Клуни без тени эмоции растоптался в роли, и лишь знаменитый смуглый подбородок напоминает нам об ужасах той холодной ночи. Жаль, что из грудей не вылетали лазеры.
После завершения мультсериала Batman: The Animated Series создатели, кажется, не знали, в каком направлении идти дальше. Был запущен «Бэтмен будущего», где события происходили через несколько десятилетий. Брюс Уэйн превратился в старика, поэтому за личиной Мыши скрывался подшефный ему студент в киберкостюме. Абсурд был в том, что футуристический антураж потерял гангстерское обаяние стиля ар-деко, а для того, чтобы стать Бэтменом, можно было особо не утруждаться изнурительными тренировками. К тому же одна история про Бэтмена из будущего на том момент уже существовала, про пятидесятилетнего героя, и она стала со временем культовой («Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера).
Бэтмен был так же в аниме, или это аниме было в Бэтмене — уже трудно разобрать. Анимационный фильм «Бэтмен: Рыцарь Готэма» почти целиком состоит из аниме. Авторы до того перестарались, что заделали аж шесть историй со свойственным жанру циклопическим размахом и продолжительными паузами. Все шесть с отличающейся рисовкой. Темный рыцарь в рапиде несется на парах дикой ночи! Интересный опыт.
О Бэтмене было много игр, плохих и хороших, но до линейки Arkham часто плохих, а поэтому малоизвестных. Из всех игр по такой податливой лицензии есть одна очень спорная, где Бэтмен щеголяет низкополигональной моделью с образом из классического мультсериала Batman: The Animated Series. В Batman: Vengeance было коряво все: графика, анимация, геймплей, звук, сюжет и… управление. У избранного числа людей до сих пор артрит суставов пальцев рук. Темным рыцарем было не просто трудно быть, а совсем невозможно.
Странно упоминать что-то однозначно хорошее, но в рамках стилистического решения анимированный арт-комикс Batman: Black and White – это победный шаг для эстетов и ценителей. Сериал не охватывает всю историю Бэтмена, но затрагивает все ключевые моменты в работе над графическим оформлением комиксов о нем. Абсолютно все черно-белое, без каких-либо исключений.
Трудно ожидать интеллигентные скетчи от комедии, где Хью Джекман теребит мошонкой, свисающей с его подбородка. Как ни странно, пародия на Бэтмена с Робином недалеко ушла от канонической правды — имбицил Брюс строит Робина, отравляет ему жизнь нравоучениями и чересчур поспешными выводами, тем самым не давая своему младшему другу предпринимать решения и всячески подавляя его авторитетом. Наглядное доказательство того, что Темный рыцарь создал своих врагов сам.
Бэтмен из Лего — зрители уже познакомились с этим бедокуром в мультфильме «Лего. Фильм», и вскоре он получил сольный фильм. Правда, любители самого конструктора или видеоигр могли приметить его раньше. Самая комичная и, что немаловажно, адекватная версия Рыцаря на текущий момент, если вы, конечно, в силах пересилить анатомические диспропорции: квадратные ноги и большую голову.