Представительницы древнейшей профессии встречаются во многих фильмах – часто в роли жертвы, но далеко не всегда. Суровая жизнь закаляет – и если мир приготовил абьюз, дамам найдется, чем ответить, будь то катана, револьвер, острое словцо или просто несгибаемое желение жить вопреки всему. Встречайте – в день защиты работниц секс-индустрии от насилия Postcriticism приготовил подборку героинь, способных не дать себя в обиду.
Михо (Девон Аоки, Город Грехов)
Резкая, сильная и беспощадная убийца с катаной и настолько же острым подбородком (вкупе с прочим «восточным» арсеналом) – верный телохранитель работниц секс-индустрии в таком месте, куда и мужчины-то не боятся зайти только в большой компании и вооруженными до зубов. Платите, и распускайте руки только в пределах оплаченного – иначе рискуете остаться вовсе без них.
Нанди (Мелинда Кларк, «Светлячок»)
В мире, где в принципе «компаньонка» – профессия, можно сказать, элитарная, Нанди – всего лишь хозяйка дешевого борделя на задворках вселенной, на планете, где власть, безнаказанность и тестостерон ударяют в голову местным не хуже, чем депутатам. Несмотря на сомнительный статус и непростые обстоятельства, Нанди – женщина сильная, волевая, сама избравшая такую судьбу и честно пытающаяся вести свой непростой бизнес.
Ирен Адлер (Лара Пулвер, «Шерлок»)
Ирен Адлер – «Доминатрикс», оказывающая вполне понятные услуги для самых сливок британского общества. Её сюжетную арку можно упрекнуть в том, что в итоге героиня попадает впросак и не может выпутаться без помощь мужика – сомнительный месседж – но, во-первых, Шерлок такой один, а во-вторых, без вмешательства великого детектива она держала за причиндалы сильных мира сего – в прямом и переносном смысле.
Мэри Келли (Хизер Грем, «Из ада»)
В Лондоне конца XIX века орудовал Джек-Потрошитель, чьей целью были как раз участницы рынка сексуальных услуг, весьма малозащищенный слой населения. Виной ли тому жажда крови, или, по некоторым из версий, сокрытие нежелательных свидетелей, а жажда просто удачно приложилась – история умалчивает, но девушкам необходимо было уметь защищать себя, чтобы противостоять маньяку. И особенно Мэри Келли, рыжеволосой красотке, ради которой и открылась охота.
Вивьен Уорд (Джулия Робертс, «Красотка»)
Если представительницы секс-индустрии прошлого могли защитить себя колюще-режущим или огнестрельным оружием, в распоряжении жительницы мегаполиса – острый язык и уверенность в себе. Не так уж мало, если учеть, что Красотка Вивьен с помощью этого не только не даёт себя в обиду, но и выгрызает у судьбы свою долю простого человеческого счастья.
Фантин (Энн Хеттеуэй, «Отверженные»)
Из всех тяжёлых судеб история Фантин – опустившейся на самое дно ради дочери – возможно, самая трогательная. Пусть у неё нет физических сил, чтобы порубить поругателей в капусту, зато очень много силы духа, мощи характера и несгибаемости стремлений. Из её готовности не сдаваться под гнётом обстоятельств можно ковать гвозди – и вогнать их в крышку гроба четы Тенардье.
Тана (Зои Ланд, Ангел мщения)
Ее изнасиловали, а она его убила – если бы это было азиатское кино начала двадцатого века, то женщину ждала бы ужаснейшая кара. А так порешил всё господин Кольт – ключевым моментом в мире капитализма и разврата предстает тот, в котором оружие оказывается в нужных руках.
Ю Мо (Ни Ни, «Цветы войны»)
Во время нанкинской резни попала из публичного дома в монастырь, не растеряв изящества, остроумия и деловой хватки. С высокомерным прищуром осадила домогательства Кристиана Бейла, припрятала в платье осколок стекла и отправилась в логово японцев, поведя за собой подруг. Своей решительностью и отвагой доказала, что проститутки не только «поют и танцуют, когда другие умирают», но иногда еще совершают героические поступки.
Малена (Моника Беллуччи, «Малена»)
Влажная подростковая фантазия и недостижимый идеал женственности. Потеряв на войне мужа, а затем отца, была вынуждена пойти на панель. Такая расплата за удивительную красоту, ставшую объектом вожделения мужчин и жгучей зависти женщин. С гордо поднятой головой прошла через все издевательства, не сломавшись и не озлобившись. Вы не сможете ее обидеть – она просто вас не замечает. Потому что достоинство – прерогатива избранных, не зависящая от рода деятельности.
Аня (Анна Уколова, «Точка»)
С детства обладает боевым характером и стойко сносит удары, ничего не забывает и упрямо идет к цели. Иногда по головам. Если с ней дружить, можно получить защиту и поддержку. Если пойти против.. лучше не стоит. Не боится ни ментов, ни сутенеров. Они уважают и особо не связываются. В вопросах геометрии полагается на маму, во всех остальных – только на себя.
Мейв (Тэнди Ньютон, «Мир дикого запада»)
Андроид, запертый в бесконечном цикле удовлетворения похотливых ублюдков, Мейв находит в себе силы и самосознание, чтобы вырваться из плена предопределения, запрограммированной жизни. Робот? Да какая разница. Существо думающее, стремящееся и ненавидящее имеет полное право отвечать огнем и сталью на любые посягательства.
Челси (Саша Грей, “Девушка по вызову”)
Челси – элитная проститутка. На дворе экономический кризис, и обслуживает она толстосумов, которых секс интересует опосредованно. Челси продает не свое тело, а свое время: выслушивая дельцов с Уолл-стрит на предмет инвестиций и политических воззрений, со свойственным именно артистке Грей стоическим выражением лица. Любой каприз за ваши деньги. Она даст фору любой конкурентке, ибо знает, как себя подать и продать, как рекламировать и на чем поднять денег. Есть некая ирония в том, как Содерберг сопрягает концепцию существования Челси со своим творческим методом: она, наверное, одна из его любимых героинь. Вокруг капитализм, но Челси держится.