ПЁСтрый путь человеколюбия
Собачья жизнь (A Dog’s Purpose), 2017, Лассе Халльстрём
Дмитрий Котов рецензирует “Собачью жизнь” Лассе Халльстрёма
Странствуя между мирами,
Ты хранишь в себе память
О каждом моём воплощении.
И в назначенный час
Мы узнаем друг друга
По первому прикосновению…
Fleur
Оригинальное название картины Лассе Халльстрёма A Dog’s Purpose, снятой по одноименному бестселлеру В. Брюса Кэмерона, правильнее было бы перевести как «Собачье предназначение». Ведь главный герой проживает вовсе не одну жизнь. Это удивительный круговорот смертей и рождений, собачья самсара, поиск смысла бытия и своей миссии на Земле. Спасенный из запертой машины щенок золотистого ретривера тут же влюбляет в себя восьмилетнего Итана Монтгомери и его маму. Папа в сомнениях, но все же разрешает сыну оставить питомца, получившего кличку Бэйли. Пестрые 60-е сменяются застойными 70-ми, Бэйли становится лучшим другом Итана, выучив уникальный трюк с мячом, сведя хозяина с первой настоящей любовью и наказав обидчика-хулигана, круто поломавшего судьбу героев. Когда хозяин отправляется в колледж, сжигая все мосты, Бэйли ощущает себя брошенным, обманутым судьбой и потерявшим веру в жизнь… Эскапистский поступок Итана становится катализатором причудливого процесса реинкарнаций — Бэйли многократно возрождается в собачьих телах разных пород и разного пола. Но это все тот же пес, добродушный, наивный и безоговорочно преданный Итану, разговаривающий со зрителем голосом Джоша Гада, для которого приглашение от Халльстрёма в контексте столь необычного амплуа стало большой неожиданностью. Через легкий юмор, построенный в том числе на незатейливом гав-лексиконе из полусотни определений, мы узнаем, почему так важно не родиться котом, чем пахнут козы, как выглядит лошадь-собака и зачем люди копаются во рту друг у друга…
“Собачья жизнь”, рецензия
У режиссера Лассе Халльстрёма особые отношения с лучшими друзьями человека. Мировую известность талантливому шведу принес симпатичный рассказ о превращении мальчика в мужчину под названием «Моя собачья жизнь» (Mitt liv som hund). Снятая в 1985 году на родине режиссера, лента была отмечена двумя номинациями на «Оскар» (лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий) и «Золотым глобусом» как лучший фильм на иностранном языке. Ну, а другой пес более 20 лет спустя вытолкнул Халльстрёма на Голливудский олимп, закрепив за ним реноме высокого профессионала, мастера трогательного лампового кино. Хатико стал верным другом миллионам людей по всей планете, его история в пересказе Халльстрёма оказалась настолько жалостливой, слезоточивой, выразительной и необыкновенно красивой, что героический пес превратился в объект восхищения, запустив ажиотаж вокруг щенков породы акита-ину.
Жестокое обращение с животными — последнее, в чем можно было заподозрить Халльстрёма. Ведь коллеги по цеху в один голос отмечают не только профессиональные качества режиссера, но и его тонкую творческую натуру, гуманное и тактичное отношение к членам съемочной группы. Увы, слепой фанатизм в болезненном желании защищать чьи бы то ни было права, все чаще проявляющийся в захлебывающемся толерантностью и эмансипацией западном обществе, сыграл свою зловредную роль. Поводом стало короткое видео, на котором киношники якобы издеваются над собакой, пытаясь сбросить сопротивляющееся животное в воду. В конце псинка будто бы начинает тонуть, на чем ролик обрывается. Скандал разразился такой, что рейтинг фильма на IMDb на волне возмущений был практически загублен еще до премьеры — 3,8 из 10. Затем цифры изменились, но не сильно: на момент написания этих строк он находится на отметке 5,2. Для сравнения, рейтинг фильма на «КиноПоиске» среди российских зрителей, не участвовавших в хайпе, — 7,62. Впоследствии оказалось, что видео изначально было подвергнуто монтажу, да и в опубликованной версии ролика, если вдуматься, ничего страшного не происходит. Под бдительным контролем команды дрессировщиков съемки ведутся вокруг специально сооруженного бассейна с использованием хромакея: по сюжету собака спасает ребенка из бурлящих волн бушующей широкой реки. Как еще снять сцену, призванную показать героизм животного, готового отдать жизнь ради спасения человека, если не поместить мохнатого актера в воду?.. Но кому-то в интернете обязательно не терпится прослыть борцом за справедливость в глазах окружающих и самого себя. Кому-то, кто, вероятно, не слышал ничего про Тарковского и корову, иначе бы знал, что такое настоящая жестокость… В общем, несмотря на оправдательные твиты режиссера еще до окончания расследования инцидента, видеопровокация сработала на «отлично», испортив репутацию одного из самых добрых, трогательных и человечных фильмов последних лет.
I have been a lifelong animal lover and A DOG’S PURPOSE is my third film about dogs. The animals’ safety was of utmost priority.
— lasse hallstrom (@HallstromLasse) 19 января 2017 г.
To all who saw the upsetting clip from the making of a dog’s purpose: I DID NOT SEE WHAT HAPPENED BEFORE CAMERAS ROLLED!
— lasse hallstrom (@HallstromLasse) 19 января 2017 г.
«Собачья жизнь» — нечто гораздо большее, чем звериный вариант комедии «Уж кто бы говорил!». Дрессировщик Марк Форбс объездил всю страну от Флориды до Лос-Анджелеса в поисках четвероногих актеров для будущего фильма. А пес Вольт, сыгравший роль Бадди, был выкуплен из собачьего зоопарка аж в Японии. Восемь недель ушло только на то, чтобы обучить песиков базовым командам. Со стороны каждого из членов съемочной группы требовались максимальная находчивость, расторопность и умение импровизировать, ведь животные вели себя на площадке непредсказуемо, отчего в итоговую версию фильма отдельные сцены вошли с поправками на непреодолимую лающую силу. Актеры-люди в кадре не менее искренни, чем их мохнатые коллеги — все они утверждают, что работа с собачками доставляла одно удовольствие. Особенно выразителен Деннис Куэйд в образе повзрослевшего Итана — опытный, многоплановый актер, который согласился на предложение Халльстрёма, не раздумывая. К слову, по поводу скандального видео Куэйд дал довольно резкий комментарий, назвав его монтажной манипуляцией, вырванной из контекста, дабы ввести зрителей в заблуждение.
Жестокое обращение с животными — последнее, в чем можно было заподозрить Халльстрёма. Ведь коллеги по цеху в один голос отмечают не только профессиональные качества режиссера, но и его тонкую творческую натуру, гуманное и тактичное отношение к членам съемочной группы. Увы, слепой фанатизм в болезненном желании защищать чьи бы то ни было права, все чаще проявляющийся в захлебывающемся толерантностью и эмансипацией западном обществе, сыграл свою зловредную роль
За гладкой и причесанной картинкой о жизни одноэтажной Америки, о радостях и тяготах обычных жителей Штатов — колоссальная работа не только специалистов-кинологов, но и костюмеров, художников-постановщиков, декораторов и всех тех, кто создавал на экране разные эпохи, сменявшие друг друга на протяжении полувека. Для каждого места и времени было найдено свое кинематографическое решение — операторское, монтажное, цветовое — настолько аккуратно, что кино визуально делится на несколько самостоятельных короткометражных новелл, но при этом не распадается на части и остается цельной захватывающей историей о путешествии души и поисках ответов на вечные вопросы. Нащупать их порой не так уж сложно, ведь смысл собачьей жизни не многим отличается от смысла жизни человеческой. Какими понятиями оперирует собака? «Играть», «еда», «стая», «вожак»… Бэйли не знает сложных терминов, но прекрасно понимает, что такое честь, достоинство, верность, преданность, дружба и абсолютная самоотдача. Понимает лучше многих людей. Кино Халльстрёма именно об этом — почти такое же трогательное, как и «Хатико», но уж точно более жизнеутверждающее и менее трагичное.