Байки из склепа
Страшные сказки (Il racconto dei racconti), Маттео Гарроне, 2015
Ив Мольер рецензирует “Страшные сказки” Маттео Гарроне.
Все волшебные истории начинаются со слов “жили-были” и заканчиваются ожидаемым “долго и счастливо”. Маттео Гарроне опровергает этот стереотип Страшными Сказками для нового поколения. Если быть точнее, то истории эти были созданы много лет назад, только подверглись явлению народного пересказа, “ласковой” метаморфозе в зефирно-воздушную, убаюкивающую колыбельную с моралью. И в этой ипостаси мы представляем сказки сейчас – принцы спасают своих принцесс, драконы томятся в заточении в пещере, коварные злодеи превращаются в жаб и крыс. А тем временем всё было совсем не так. По меньшей мере, в альманахе Джамбатисте Базиле “Пентамерон” собраны жуткие, подчас жестокие рассказы, которые и стали питательной средой для современного варианта сказок. В этом году у зрителя есть возможность убедиться – легенды хлыщут кровью и источают гной, а не пахнут лепестками роз и пыльцой фей.
“Страшные сказки”, рецензия
Маттео Гарроне весьма вольно, но всё же донес до зрителя первоначальный вариант знакомых сценариев. Добро пожаловать в настоящие сказочные королевства, улицы которых пропахли мочой и фекалиями, выливаемыми из окна, а проблемы бесплодия, генных мутаций и каннибализма достигли пика актуальности. Мечтают здесь не столько о счастливом конце, сколько о крохотном кусочке счастливой действительности. Вечно мрачная Королева Долины Туманов грезит познать чудо материнства, Король Одинокого Утеса пытается отыскать истинную любовь в пучине беспорядочных совокуплений и разврата, а Король Диких Гор выращивает в покоях гигантскую блоху, забыв о существовании прелестной дочурки. Долго ли коротко ли сказка сказывается, да нет конца и края страданиям героев наших, благо добрый режиссер-создатель наделил сюжетную линию максимальной детализацией, натуралистичностью и кровавостью.
Об этом балансе – тонкая граница между наслаждением и рвотным рефлексом – можно и вовсе писать целую статью, покуда нельзя усомниться в мастерстве человека, сочетающего эстетику обнаженного тела обворожительной рыжевласки с содранной кожей и сценами жестоких избиений.
Обладая звездным актерским составом и шокирующим контентом, Гарроне мастерски сыграл на противоречивых эмоциях зрителя. И вроде бы в бочку с медом добавили гигантскую ложку дегтя, а всё равно вкусно, сочно и мерзко. Из отдельных достопримечательностей местного аттракциона можно выделить Сальму Хайек, пожирающую сердце морского чудовища на манер небезызвестной матери драконов, и Венсана Касселя в плеяде откровенных сцен, пышущих то страстью, то отвращением. Об этом балансе – тонкая граница между наслаждением и рвотным рефлексом – можно и вовсе писать целую статью, покуда нельзя усомниться в мастерстве человека, сочетающего эстетику обнаженного тела обворожительной рыжевласки с содранной кожей и сценами жестоких избиений.
Добро пожаловать в настоящие сказочные королевства. Принцессы хороши, как звезды на небосклоне, но принцы, увы, грешны и смертны. Драконы и монстры вырываются из заточения. Коварные злодеи не превращаются в жаб и крыс, а терпеливо ждут своего часа. Засыпать после таких сказок или дрожащими руками включать свет во всех комнатах – вопрос, на который Гарроне ответа не оставил.