Признания опасного человека
Стрингер (Nightcrawler), 2014, Дэн Гилрой
Авторы [ПОСТКРИТИЦИЗМ] рассказывают о лучших фильмах 2014 года. Артур Шафеев о “Стрингере”
Страдающий безработицей и бессонницей, тощий ,как смерть, и амбициозный, как сто белфортов, предприимчивый парень с мелодичным именем (Лу Блум/Джейк Джилленхол) приближается ко злу и мирно ведёт воровской промысел, когда на его глазах происходит несчастье, вокруг которого суетливо носится неизвестный, что крупным планом снимает наиболее зрелищные моменты этого самого несчастья. Прознав о том, что за подобное ещё и деньги платят, герой Джейка заложив стартовым капиталом угнанный велосипед, разживается своей первой видеокамерой и, вооружившись оной и наглостью, отправляется в ночь подстерегать несчастья, катастрофы и трагедии – всё то, что человечество с наслаждением наблюдает за вечерними экранами телевизоров, подкрепляя тем самым аппетит для застольных бесед о свежих происшествиях. А пока телезритель, до смерти увлечённый репортажем с последней катастрофы, доедает последнюю котлету и радуется своей целости, сотни ночных насекомых с видеокамерами кружат по тёмному городу в поисках новых трагедий.
В годы увядающего постмодерна, когда золотая эпоха кокаиновых гениев давно канула в небытие, Гилрой снял сильный и актуальный фильм, который, несмотря на свою линейность и простоту, оказывается на удивление любопытным творением, что стилистикой ночных съёмок отсылает зрителя к лучшим годам Манна, замкнутой атмосферой ночного города и героем-социопатом приятно напоминает «Таксиста», не теряя при этом ни самостоятельности, ни содержательности
Циничная погоня за рейтингами легко принимает и Блума, что гремит фразами о тренингах личностного роста и не разменивается на совесть, честь и прочие ненужные слова. И раскрываясь инфернальным Антихристом-трудоголиком выходит на променад, превращая рядовые автокатастрофы и убийства в полноценные театральные постановки, где нет места сочувствию жертве, которая окажется лишь не более чем деталью вечернего натюрморта о смерти. В конце концов оно и верно, труп мертвее не станет, если его перетащить в более живописное место, повысив тем самым градус трагедии, в тех же Помпеях была тьма ошпаренных скелетов, но мир запомнил только свернутых в клубок мать и дитя – ибо драматичнее. А потому все средства хороши для моделирования сидячих трагедий, что вызывают известный синдром скорбящего. А в ночной вселенной «Стрингера», Лу Блум понимает это больше остальных коллег по цеху, что в отличие от него трудились больше на скорость, чем на качество.
“Стрингер”, рецензия
История восхождения героя Джейка неторопливо развивается, спотыкаясь на незначительных неприятностях, выгребая из шкафа Блума один скелет за другим, где обстоятельства предусмотрительно будут подставлять одну голову за другой, чтобы тощему бизнесмену было проще подниматься на вершину. Но, несмотря на вроде бы очевидный сволочизм Лу Блума, Стрингер в целом оказывается куда более человеконенавистническим фильмом, чем может показаться в начале, хотя бы потому что на самом деле все персонажи в нём те ещё уроды, начиная от малодушного героя Пэкстона, заканчивая увядающей звездой экрана – за скобками, как ни странно, только персонаж Джейка, который не особо принимает общественные уставы, используя людей и флегматично превращая оных в биомусор, но уродом всё-таки не являющийся, ввиду тотальной честности и открытости, да и на фоне ночного зрителя, что с удовольствием жрёт документальную продукцию Блума, именно Блум, является лучом света в царстве тьмы. У Стрингера есть чёткое понимание(говорить голосом Кличко-старшего), что герой Джейка всего лишь винтик в системе, а если быть точнее – взгляд со стороны, его зло незначительно и даже необходимо для мира в котором он существует. И даже когда на его место придёт другой – в мире не изменится ровным счётом ничего, опиум для никого и для всех лишь слегка изменит вкус. И в этом мире жить невозможно, но больше жить негде.
В годы увядающего постмодерна, когда золотая эпоха кокаиновых гениев давно канула в небытие, Гилрой снял сильный и актуальный фильм, который, несмотря на свою линейность и простоту, оказывается на удивление любопытным творением, что стилистикой ночных съёмок отсылает зрителя к лучшим годам Манна, замкнутой атмосферой ночного города и героем-социопатом приятно напоминает «Таксиста», не теряя при этом ни самостоятельности, ни содержательности. Бесспорный бриллиант прошлого года, вот только Джейка жалко – по справедливости должен был дважды оказываться в номинантах на премию «Оскар» (вторую номинацию за «Врага»), но был заменён жирным и невнятным Брэдли Купером.