Страшнее пятницы 13-ой только…
Суббота, 14-е (Saturday the 14t), 1981, Ховард Р. Коэн
Андрей Волков – о пародии на знаменитый хоррор
Название режиссёрского дебюта небезызвестного сценариста b-movie Ховарда Р. Коэна (1942 – 1999) может натолкнуть на мысль, что это пародия на франшизу «Пятница 13-е». Однако в те годы вышло в прокат всего два фильма из киносериала, да и то сиквел Стива Майнера снимался параллельно с этой лентой.
В фильме Коэна есть пародийные отсылки к разным хоррорам, например, хиту Стивена Спилберга «Челюсти» (1975) или же франшизе о Дракуле, однако объектом высмеивания являются суеверия – страсть людей придавать негативный смысл самым незначительным вещам. К примеру, миф о пятнице 13-ой родился из слияния представлений о нехорошем дне пятница и числе 13, а уже потом фильм Шона С. Каннингема закрепил в массовом сознании этот суеверный страх.
Пожалуй, фантазия авторов (сценарий Коэн писал вместе с продюсером фильмов категории B Джеффом Бегуном) не уравновешивается кинематографическим мастерством Коэна-постановщика, отчего фильм временами напоминает капустник. Однако оригинально выбранный объект насмешек и удачное совмещение темы дома с привидениями с monster movies искупает многие недостатки режиссуры.
Кадр из фильма “Суббота, 14-е”
Несмотря на участие в фильме известного в ту пору актёра, а в будущем успешного комедиографа Ричарда Бенджамина в роли главы семейства и его жены Полы Прентис, также известной актрисы, их экранные дети превосходят по чувству комического своих «родителей». Кинокарьеры Кэри Микаельсон и Кевина Брандо не сложились, однако во многом благодаря их естественному существованию в кадре сюжет и держится, а столкновения этих персонажей с монстрами поистине забавны. Кэри Микаельсон вскоре после окончания съёмок получила высшее образование в области психологии и занялась организацией образовательных семинаров.
Ховард Р. Коэн не стал эксплуатировать красивую внешность 19-летней Микаэльсон и представлять её персонажа роковой красоткой, от которой без ума и парни, и чудовища. Это особенно удивительно, если знать, что «Суббота 14-ая» появилась на свет не без участия короля эксплуатационного кино Роджера Кормана, а сам постановщик когда-то организовывал вечеринки для журнала Playboy – едва ли стоит говорить, чем они отличались. Однако единственная вольность, которую режиссёр себе позволил, это показать крупным планом стройные ноги Кэри Микаэльсон, по которым скользят спускаемые трусики в сцене в ванной. Хотя это всё равно не спасло его от рейтинга R.
Сегодняшний зритель может с удивлением обнаружить в этой давней комедии ужасов не только улицу Вязов, на которой стоит нехороший дом, но и книгу зла, примерно такую, какая станет частью другой популярной франшизы – «Зловещие мертвецы». Авторы угадали многие из будущих штампов хорроров и не упустили случая поиронизировать над ними.
Отдельно стоит упомянуть отличную роль ветерана старого кино Стэйси Кича-старшего. Он прелесть как хорош в колоритном эпизоде объявления завещания умершего дядюшки, в котором сыграл нотариуса. Такие сцены регулярно бывали в фильмах о домах с привидениями. Но ни в одном из них все финансы покойного не доставались его адвокату (!), а родственникам – 3000 книг, которые надо сдать в библиотеку (!), и дом с привидениями, о чём честно и недвусмысленно и было сообщено поверенным.
В этой давней комедии ужасов можно обнаружить не только улицу Вязов, но и книгу зла, примерно такую, какая станет частью другой популярной франшизы – «Зловещие мертвецы». Авторы угадали многие из будущих штампов хорроров и не упустили случая поиронизировать над ними
«Суббота 14-е» получилась забавной комедией ужасов с небанальной для своего времени идеей, однако нельзя не признать, что потенциал сюжета был куда больше, чем сумел выжать Ховард Коэн. Большинство удачных шуток пришлось на первую половину фильма, а вторую спасают от скуки только динамичное развитие событий (фильм идёт всего 1:14), да хорошая игра уже упоминавшихся Кэри Микаэльсон и Кевина Брандо. Ну и колоритное камео Розмари ДеКамп в образе жадной тётушки.
Ховард Коэн, по-видимому, был впечатлён своими режиссёрскими возможностями, так как следом снял ещё пять фильмов. Однако его дебютная работа (а также снятый спустя 7 лет сиквел) так и осталась наиболее известной лентой Коэна-режиссёра. Он был весьма неплохим сценаристом (чего стоит знаменитая франшиза «Ловчий смерти» его авторства), но как постановщик не хватал звёзд с неба, не имея таланта грамотно визуализировать свою фантазию. В эти же годы на ниве хоррор-комедии с оттенком трэша трудились Ллойд Кауфман, Фрэд Олен Рэй и Дэвид ДеКото, оставившие нам на память гораздо более смешных представителей жанра.
Впрочем, как образец иронии над суевериями людей, послужившими, в свою очередь, вдохновением для многих хорроров, «Суббота 14-ая» всё равно хороша и заслуживает ознакомления, пусть у Коэна получился очень неровный фильм. Где-то юмор излишне форсирован, другие сцены наоборот можно было бы сделать смешнее, а сюжет нередко теряется в дебрях бурной фантазии сценаристов. С другой стороны, в работе Коэна нет пошлого юмора, чем особенно отличилась пародийная франшиза «Очень страшное кино», а герои являют собой почти идеал дружной американской семьи – выросший, как и продюсер фильма Роджер Корман, на кино эпохи «кодекса Хейса», Ховард Коэн предугадал и неоконсерватизм политики Рональда Рейгана, тогда только ставшего президентом.
В 1990-е гг. Ховард Коэн отошёл от кино, став сценаристом ТВ-программы «Magic and Beyond», но смерть от сердечного приступа 3 апреля 1999 года не позволила завершить работу над проектом.