///Два сиквела: “Ангелы Чарли 2: Только вперед” и “Темный лес 2”

Два сиквела: “Ангелы Чарли 2: Только вперед” и “Темный лес 2”

Андрей Волков – о продолжениях “Ангелов Чарли” и “Темного леса”

Ангелы Чарли 2: Только вперед (Charlie’s Angels: Full Throttle), 2003, МакДжи

Сиквел успешной франшизы «Ангелы Чарли» стал финальным на долгие годы, причём сложно понять, почему так вышло, особенно учитывая хорошие кассовые сборы. В 2000-е гг. случилась настоящая реинкарнация жанра girls with guns, в результате чего мы узрели «Обитель зла» (2002), франшизу «Лара Крофт» и многие другие экшн-фильмы, где главный герой – женщина. Причём все эти работы гораздо больше соответствуют азам феминизма, нежели явно надуманный триквел Элизабет Бэнкс. К примеру, ангелы МакДжи, составляя серьёзную конкуренцию шпионам-мужчинам, всё равно остаются женщинами. Традиционные гендерные роли отнюдь не унижают их достоинство, тем более когда их вторые половинки знают об их работе и принимают её.

По основной профессии МакДжи был клипмейкером, причём очень хорошим, так как без усилий адаптировал mtv-style под каркас шпионского кино. Режиссёр не загружает зрителя каким-либо месседжем, хотя легко и ненавязчиво проводит мушкетёрские принципы. Героини разные по характерам, но парадоксально дополняют друг друга.

Авторы изящно ломают стереотипы о глупеньких блондинках, оторвах и строгих училках, показывая, что в реальной жизни блондинка может быть серьёзной, когда надо, оторва благородной, а «училка» – мягкой и покладистой. Люди шире придуманных для них стереотипов, а представление о том, что женщины не могут делать мужскую работу тоже стереотип. При этом они также способны оставаться женщинами, а не мимикрировать под мужчин, как понимает феминизм Элизабет Бэнкс.

Вторая часть практически идентична первой, но не по сюжету, а по концепции, так что те, кто полюбил ангелочков один раз, и второй получат их таких же. МакДжи удалось балансировать между разных жанров, удачно смешивая их, но не взбалтывая, как раз по совету Джеймса Бонда, знатока коктейлей. Сумасшедший ритм и драйв делают просмотр подобным езде на американских горках, а недовольным несерьёзностью боевиков МакДжи стоит сказать лишь одно – именно таким и должен быть развлекательный фильм. Режиссёр приготовил немало сюрпризов, включая появление героя Криспина Гловера, колоритного злодея из первой части, чей образ раскроется с новой стороны. А противостояние бывшему ангелу сродни аллюзии на библейскую мифологию, ведь демоны – это падшие ангелы.

Отсутствие Билла Мюррея, конечно, огорчает, ведь он был очень органичен в роли Босли. С другой стороны, и другой комик Берни Мак находит новые краски для отображения брата Босли, занявшего его место. А ещё один комик Джон Клиз забавно смотрится в роли отца Алекс. Не беда, что Люси Лью азиатка, а Клиз англичанин. Главное, что взаимоотношения этих персонажей по-настоящему смешны и в тоже время милые, ведь они любят друг друга, а Алекс даже играет с папой в хорька (!). А уж про её работу отец и вовсе думает, что она элитная девушка по вызову, ведь знающие герои рассказывают ему о работе на Чарли так, как будто это агентство эскорт-услуг (!)

Самоирония, пародия, ненавязчивая мораль о важности семьи и друзей для человека сочетаются с изобретательными спецэффектами, отличной операторской работой мастера Рассела Карпентера и искусно снятыми боевыми сценами. С течением лет эта дилогия, рискует стать культовой, как породивший её сериал, но триквелу это точно не светит – о нём лучше забыть, дабы не портить себе настроение после двух ураганных комедийных боевиков в шпионском антураже.

Темный лес 2 (Villmark 2), 2015, Пол Ойе

Пол Ойе – один из немногих норвежских хоррормейкеров, что уже интересно, ведь многие зрители и знать не знают, что в Норвергии снимают кино. Между тем, норвежский кинематограф пусть не слишком известный за пределами страны, но довольно развитый, хотя и уступает датскому и шведскому, с чем и ассоциируется скандинавское кино. Пол Ойе дебютировал в 2003 году фильмом «Тёмный лес», который является хоррором не в западном смысле, а скорее по атмосфере. Вообще страшное скандинавское кино имеет сильную атмосферу, а режиссёры больше налегают на саспенс, нежели на демонстрацию ужасов.

В 2009 году постановщик снял «Скрытые», ещё один загадочный атмосферный триллер, а через шесть лет выпустил «Тёмный лес 2». Этот сиквел не имеет прямой связи с оригиналом, скорее следует единой концепции, где группа людей приезжает в отдалённое место, после чего начинают происходить странные события. Американцы в таких локациях создают слэшеры, но скандинавы, как и вообще европейцы, никогда не были склонны к показу примитивных убиений молодняка неизвестным маньяком. А в сиквеле режиссёр создаёт мистическую атмосферу, ожидание некоей паранормальной активности, особенно учитывая, как популярны стали фильмы про паранормальные явления в 2010-е.

Но это лишь искусный обман. Режиссёр подобен фокуснику – именно так понимал режиссёрскую профессию Сергей Эйзенштейн, придумав знаменитый «монтаж аттракционов». Игра со зрителем, причудливое переплетение реального и сверхъестественного, грамотный показ страшных аттракционов, словно на ярмарке ужасов. Прямолинейной режиссуры, свойственной многим американским хоррорам, тут нет и близко, поэтому работы Пола Ойе, особенно «Тёмный лес 2», вполне можно посмотреть не только хоррорманам, но и всем тем, кто любит причудливые сюжетные конструкции, полное загадок повествование, а сюжетные секреты получают лишь фрагментарное объяснение. Ведь в хорошем кино всегда должно оставаться что-то непонятное, над чем предлагается поразмыслить зрителю, но, к сожалению, не все это понимают, жалуясь относительно «Тёмного леса 2» на недоработанный финал.

Пола Ойе наверняка приглашали в Голливуд – тамошние продюсеры скрупулёзно отслеживают ярких дебютантов из других стран, однако согласившимся грозит потеря самостоятельности, ведь большие деньги всегда влекут за собой диктат продюсеров, которому не так-то просто противостоять. Возможно, именно по этой причине Пол Ойе так и остался на родине, недавно выпустив неплохой фильм-катастрофу «Туннель» (2019).

По концепции, придуманной режиссёром, можно было бы наштамповать кучу подобных продолжений (сколько было снято продолжений «Паранормального явления, к примеру), но Пол Ойе, превзойдя оригинал по части визуального стиля, решил не эксплуатировать однажды найденную схему. Зрители в итоге получили качественную страшную дилогию, которая, благодаря умелому саспенсу и мрачному визуальному ряду, как раз подходит для ночного сеанса.

Сиквелы МакДжи и Пола Ойе сняты не только ради денег. Это прежде всего грамотное развитие достоинств оригинальных фильмов. Если сиквел МакДжи, оставаясь высокопрофессиональным зрелищем, всё-таки в чём-то уступает первоисточнику, то фильм Ойе наоборот, превосходит. Это, безусловно, лучший триллер режиссёра, где страх достигается путём умелых манипуляций с сюжетом и визуальной составляющей, а не при помощи простых скримеров и спецэффектов.

Яндекс.Дзен
| |
Автор: |2020-11-11T20:35:56+03:0017 Ноябрь, 2020, 12:23|Рубрики: Подборки, Статьи|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok