Физика нас связала
Связь (Coherence), 2013, Джеймс Уорд Биркит
Анна Дедова о “Связи” Джеймса Уорда Биркита
Несколько людей похожего социального статуса, объединенных в разношерстные пары, встречаются для того, чтобы провести пятничный вечер, как это подобает в обществе тех, кому за 35 лет и n-ое количество десятков тысяч долларов в месяц – за бокалом вина и хорошим ужином. Единственное, что может омрачить легкую алкогольную эйфорию от собственной значимости – парочка неприятных тайн за пазухой и пролетающая недалеко от Земли комета. Собравшиеся, не знакомые с развязкой фильма Ларса фон Триера «Меланхолия», непринужденно реагируют на поломку телефонов и потерю связи, однако внезапное отключение электричества заставляет отправиться на поиски ответов. Попытки разобраться в происходящем запустят не только цепочку парадоксов физики, но и приоткроют друг для друга тщательно скрываемые за лоском upper middle class проблемы героев.
“Связь”, рецензия
Джеймсу Биркиту в своем единственном полнометражном фильме удалось совместить все то, за что любимо американское кино с приставкой инди без учета поглощения его блаблаблакором про кидалтов – оригинальностью идеи и концентрированностью подачи картины вокруг нее. «Связь» сложно в полной мере назвать лентой научной, дошедшей до крайней степени физикоризированности по типу математичности «Детонатора» Шейна Кэррата, но выбранная режиссером близость к популярному объяснению сложных явлений делает ее более доступной для не отягощенного дипломом МИФИ зрителя. Постепенное распутывание клубка вопросов, остающихся с первого раза без ответов, движение навстречу пониманию закономерностей пространственного-временного континуума, которое проделывают герои ведет аудиторию за собой в потугах осмыслить обывательским умом феномены Шредингера или бесконечность вариантов развития событий по типу «дерева решений». При этом Биркиту удается сделать такой поход по-настоящему увлекательным, в нужные моменты щедрой сценарной рукой одаривая того или иного героя открытием по типу ньютоновского яблока, которое сможет пролить свет на ситуацию для всех остальных, чтобы затем по-эйнштейновски издевательски высунуть из сюжета язык, радуясь тому, как легко получилось провести наивного зрителя.
Джеймсу Биркиту в своем единственном полнометражном фильме удалось совместить все то, за что любимо американское кино с приставкой инди без учета поглощения его блаблаблакором про кидалтов – оригинальностью идеи и концентрированностью подачи картины вокруг нее
К тому же научность «Связи» не говорит о зацикленности лишь на ней одной, Биркит не превращает фильм в скучный реферат на основе университетских прогулянных лекций. Он наполняет персонажей жизнеспособной мотивацией, их поступки у него продиктованы обычной людской психологией, а не запрограммированностью действий роботов в чрезвычайных ситуациях. А то, как иногда ждешь от происходящего на экране чего-нибудь в духе «Резни» Полански, наблюдая, как порой герои выпускают наружу свое темное нутро, позволяет говорить о кинематографическом образовании режиссера, спрятавшего то тут, то там аллюзии на творчество своих коллег. Оммажи к образам из других картин добавляют дополнительные черты к портретам тех героев, которые словно переместились из параллельных вселенных киномира точно так же, как внутри пространства «Связи» менялись местами участники событий фильма. Первая совместная беседа за обеденным столом и вложенные в ходе этой сцены в реплики персонажей истории их жизни и позволяют распознать в них те или иные типажи. Например, рассказ о неудавшейся карьере балерины и кознях конкуренток Эмили почему-то сразу навевает воспоминания о «Черном лебеде», детали жуткого сна ее бойфренда, перемешанного с реальностью, толкают в сторону Дэвида Линча. Ограниченность пространства кадра накаляют атмосферу до классического градуса саспенса, знакомого еще со времен Агаты Кристи. Однако Биркит проделывает все это очень незаметно, оставляя нам простор для сомнений – хочет ли в «Связи» видеть именно такую глубину исключительно сам зритель или за нее ответственен находчивый режиссер. В сущности его творческие умения и таланты и напоминают феномен Шредингера, лежащий в основе сюжета фильма. Ведь пока мы точно не знаем, что в «Связи» нет никакого двойного дна, мы вольны думать обратное.