///Три малоизвестных фильма 1986 года

Три малоизвестных фильма 1986 года

Андрей Волков – о малоизвестных картинах, снятых в 1986 году

Монстр из шкафа (1983), реж. Боб Далин

В американском фольклоре есть такой персонаж Бугимен, который приходит за непослушными детьми. Чаще всего он прячется в стенном шкафу или под кроватью. Отчасти вдохновляясь этой легендой, немецкий режиссёр Улли Ломмель снял в 1980 году культовый хоррор «Бугимен». А новичок Боб Далин три года спустя создал «Монстра из шкафа», который пролежал на полке до 1986 года, когда и увидел свет. Далин с 1970-х гг. исполнял функции помощника режиссёра, причём работал с такими мастерами, как Дон Тейлор, Роберт Олтман и Норман Джуисон. В 39 лет Далин решил сам сесть в режиссёрское кресло, но вышло у него не слишком удачно, так что больше он не предпринимал попыток самостоятельно что-либо режиссировать.

«Монстр из шкафа», несмотря на то, что был выпущен в прокат одиозной студией «Трома», не имеет ничего общего с их стандартной продукцией. Это комедия ужасов с парой удачных шуток, но по большей части наивная, где герои представляют собой определённое клише, которое, ввиду недостатка опыта (или таланта) постановщика, не обыграно так, чтобы быть забавным, а не вызывать недоумение, подобно тому, как вызывают жалость люди, пытающиеся сказать что-либо смешное.

Автором сценария был сам Боб Далин, и это также его единственный опыт написания скрипта. Самое забавное, что он смог придумать, это самого монстра, который вылезает из шкафа и нападает на людей. Стоит похвалить также и за динамичное развитие событий, ибо, при не самом лучшем юморе, смотреть затянутую комедию было бы весьма непросто.

Каким-то образом (должно быть, благодаря своей работе на множестве известных фильмов) постановщик заполучил немало звёзд разных величин, которые порой делают забавными плоские шутки сценариста. Ховард Дафф, Пол Дули, Стелла Стивенс, Дональд Моффат, Джон Кэррадайн и Кевин Питер Холл в роли монстра, который вскоре прославится как исполнитель Снежного человека в гораздо более удачной комедии «Гарри и Хендерсоны» (1987). Также в этом фильме состоялся актёрский дебют будущей звезды Пола Уокера.

В итоге, можно только сожалеть, что изначально интересная идея чудовища из шкафа, пародирующая образ Бугимена, была запорчена неудачным сценарием и слабой постановкой Боба Далина, который верно сделал, что не стал продолжать режиссёрскую карьеру, ограничившись работой ассистента режиссёра, которой он занимался вплоть до конца 2000-х гг., после чего ушёл на пенсию. Также стоит отметить, что с этой малоизвестной ленты началась карьера талантливого монтажёра Раджи Госнела, в будущем ставшего неплохим комедиографом.

Срочно требуются дети (1986), реж. Дэвид Гринуолт

Знаменитая студия «Walt Disney» делает не только анимационное кино, но и игровое, в основном для семейного просмотра. Простирается их деятельность и на телеэкран, особенно с 1994 года, когда было создано подразделение «Walt Disney Television and Telecommunications». Вот и эта добротная комедия из репертуара «Walt Disney», создана телережиссёром Дэвидом Гринуолтом для проекта «The Disney Sunday Movie». Она была в 1993 году отлично дублирована на русский язык для показа по ТВ и издания на VHS, но следующим поколением зрителей забыта, хотя повествует о важной во все века теме семейных отношений.

В отличие от Боба Далина, Дэвид Гринуолт опытный постановщик. Ему не составило труда комически обыграть ситуацию, когда бездетной паре чайлдфри из Нью-Йорка понадобились дети для работы, ведь их новый шеф нанимает только семейных. Его играет заслуженный актёр старого кино Джон Денер, и это предпоследнее его появление на экране. Денер удачно воплотил консервативного бизнесмена из Аризоны, владельца сети детской одежды, который уверен, что с этой работой справится только человек с детьми.

Синди Уильямс и Билл Хадсон были женаты в то время, поэтому легко справились с ролями супругов, которые поначалу думали только о карьере и считали, что дети им будут мешать. Однако жизнь в лице сельских сорванцов, с которыми им пришлось договориться на роли временных детей, вносит свои коррективы. История о перевоспитании заносчивых яппи обыграна режиссёром поистине деликатно, с мягким юмором, проникнута сочувствием ко всем участникам комедийного конфликта, так что к финалу и фальшивые дети привязываются к этой паре, тем более у них нет настоящих родителей.

Роли детей сыграли Чед Аллен и Хиллари Вульф, и если первый стал довольно известным актёром, то карьера второй, несмотря на участие во франшизе «Один дома», не состоялась. А жаль – Вульф естественно смотрится в роли упрямой девочки, растопить сердце которой оказалось гораздо сложнее, нежели убедить в искренности намерений задиристого Купа.

Работа Дэвида Гринуолта интересна тем, что отчасти обогнала своё время, ведь разрушение гендерных моделей поведения, в том числе сознательный отказ от детей, больше характерен для XXI века, когда возобладала потребительская мораль. Режиссёр не занимается пропагандой семейных ценностей, а скорее говорит, что дети вовсе не помеха в карьере. Забота о детях учит человека быть самостоятельным и брать на себя ответственность. Именно это и произошло с главными героями, которые избавились от инфантильного представления, что весь мир должен вращаться вокруг них и открыли неведомые прежде родительские инстинкты. А дети научились доверять взрослым и усвоили, что умеренная дисциплина – это не плохо, а наоборот хорошо, поскольку поможет подготовиться для будущей самостоятельной жизни.

Шёлк (1986), реж. Сирио Х. Сантьяго

В 1980-е гг. жанр girls with guns переживал свой расцвет, чему способствовали как сериал «Ангелы Чарли» (1976 – 1981), так и многочисленные боевики с Синтией Ротрок и Мишель Йео. Самый известный режиссёр экшн-жанра из Филиппин Сирио Х. Сантьяго (1936 – 2008) не мог пройти мимо столь лакомой возможности заработать и снял несколько боевиков этого поджанра, включая дилогию «Шёлк». Это прозвище главной героини, полицейской из Гонолулу, у которой гладкая кожа. Её роль сыграла довольно известная актриса Чек Веррелл, имевшая, помимо актёрских способностей, ещё и спортивную фигуру. К сожалению, Веррелл почти всегда исполняла второстепенные роли, и этот боевик Сантьяго практически единственный, где она предстаёт не только в амплуа action hero, но и играет главную роль.

Боевики Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины) нередко были примитивными по части сюжета, но зато как минимум в два раза превосходили американские action по части действия. Почти весь хронометраж – это погони, драки, перестрелки. Тут всё зависело от умений режиссёра – насколько он способен создать увлекательный экшн. К счастью, Сантьяго был талантливым постановщиком, оттого его работы получили большую популярность среди поклонников жанра. Где-то с середины 1970-х гг. он получил возможность создавать копродукции с США и с прицелом на их рынок. С большими звёздами Сантьяго не работал, поскольку всегда был стеснён бюджетом. Не все его экшны равноценны, и фильмы 1970-1980-х гг. явно превосходят поздние боевики, однако даже в 1990-е гг. он не создавал откровенную халтуру, как другой известный деятель категории B, король «мусорного кино» Роджер Корман.

Пересказывать сюжет «Шёлка» бессмысленно – как и большинство боевиков Сантьяго, он представляет собой один сплошной экшн. Чек Веррелл колоритно смотрится в роли крутого копа, источая одновременно сексуальность и опасность, что и нужно для жанра. Её напарник в исполнении малоизвестного Билла МакЛафлина удачно ей подыгрывает, но по большей части не нужен для сюжета, хоть сценаристы и старались создать интригу с его персонажем, который как-то связан с мафией.

Сантьяго не был мастером детективных ходов или драматических сцен, однако в экшн-эпизодах постановщик вполне проявляет свой талант – драки, перестрелки, убийства и взрывы поставлены просто отлично, особенно учитывая небольшой бюджет. Но в этом и состоит отличие настоящего режиссёра от халтурщика – умение грамотно распорядиться тем, чем он располагает и по возможности скрыть недоработки сценария за каскадом трюков и напряжённых сцен, словно следуя в русле «монтажа аттракционов» советского классика кино.

Конечно, Сирио Х. Сантьяго не был новатором, но излюбленным жанром крутого боевика он владел превосходно, так что любая энциклопедия остросюжетного кино будет неполной без этой фигуры. Именно с его именем ассоциируется у большинства киноманов кинематограф Филиппин, хотя режиссёр всегда создавал американизированные боевики, редко обращаясь к показу реальной жизни своей страны.

Как и многие режиссёры, филиппинский мастер малобюджетного экшна часто работал с одними и теми же актёрами. Чек Веррелл годом позже сыграла второстепенную роль в военном боевике Сантьяго «Глаз орла», снимались у постановщика Билл МакЛафлин и Ник Николсон. И, конечно, нельзя было обойтись без Майка Монти, самого известного американца, уехавшего на Филиппины.

Параллельно с Сантьяго и другие постановщики пробовали создавать боевики girls with guns. Одним из них был Тедди Пейдж, который пригласил в свой экшн «Кровавое преследование» (1989) каскадёра и чемпиона по карате Карен Шеперд, однако не добился столь же захватывающего действия, как Сирио Х. Сантьяго.

Критиканство
Хронология: 1980-е | |
Автор: |2021-07-08T23:43:54+03:007 Июль, 2021, 11:08|Рубрики: Подборки, Статьи|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok