////Old fashioned: “Пятница 13-е — Часть 6: Джейсон жив!” Тома Маклафлина

Old fashioned: “Пятница 13-е — Часть 6: Джейсон жив!” Тома Маклафлина

Перезагрузка франшизы

Пятница 13-е — Часть 6: Джейсон жив! (Friday the 13th Part VI: Jason Lives), 1986, Том Маклафлин

Андрей Волков рецензирует шестую часть хоррор-франшизы

После не слишком удачной пятой части, где место знаменитого убийцы с «Хрустального озера» занял маньяк-имитатор, продюсеры со студии «Paramount» решили оживить Джейсона. Дэнни Стейнманн, режиссёр пятой серии, отошёл от дел, а его место занял ещё один бодрый новичок Том МакЛафлин, у которого на счету был только один фильм – молодёжный хоррор об оккультизме «Однажды тёмной ночью» (1982).

Тому было 36 лет, и он был полон свежих идей, которые и попытался претворить в жизнь в своём первом высокобюджетном хорроре. Как и Стив Майнер, он имел немалый опыт до прихода во франшизу – писал сценарии для телевидения, а в кино выступал как актёр. Работа на ТВ настолько увлекла Тома, что он и в дальнейшем был верен малому экрану, лишь изредка снимая малобюджетки.

Шестая часть получилась во многом нетипичной для киносериала. Том МакЛафлин не только исключил эротику из сюжета, но и наполнил повествование невероятной динамикой, так что калейдоскоп сцен проносится как вихрь перед глазами зрителя. Сценарий, автором которого выступил сам режиссёр, сосредоточен на противостоянии Джейсона Вурхиса и убившего его в четвёртой серии Томми Джарвиса, единственного персонажа франшизы, который был ключевой фигурой в трёх фильмах. Его убедительно играет Том Мэтьюз, уже отметившийся участием в другой знаменитой франшизе «Возвращение живых мертвецов». Оттого и характер Томми претерпел изменения. После агрессивного аутиста из пятой части, перед нами предстал весьма шустрый молодой человек, который всего-то желал удостовериться, что Джейсон мёртв, оттого и поехал с другом на кладбище, где стал свидетелем его воскрешения. После этого он всеми силами пытается привлечь внимание полиции к этому факту, но ему ожидаемо никто не верит, кроме миловидной дочки шерифа, от общения с которой Томми отучает её строгий отец.

Традиционный для франшизы лагерь ныне второстепенный элемент сюжета, ибо только ближе к финалу Джейсон попадает на «Хрустальное озеро», по пути убивая всех, кто ему встречается. Режиссёр адаптировал для франшизы сюжет «Хэллоуина», ведь Томми Джарвис не меньше доктора Лумиса желает уничтожить зло, чувствуя свою вину за его пробуждение.

Кадр из фильма “Пятница 13-е — Часть 6: Джейсон жив!”

Том МакЛафлин, не замеченный прежде в симпатиях к комедии, наполнил повествование массой чёрного юмора и сумел с одной стороны сохранить высокий темп развития событий, а с другой – придумать запоминающиеся характеры эпизодических героев, так что у зрителя не возникает ощущения, что персонажи введены только для того, чтобы в следующей сцене Джейсон вынул мачете и жестоко изрубил их на куски. Чего стоит, например, парочка вожатых, которая заблудилась в лесу, из-за чего они всё время ругаются; увидев Джейсона на дороге, они решают его сбить на машине(!), ибо нечего тут всяким в масках ошиваться. Одного из этих героев играет молодой Тони Голдуин, с которым будет и другая забавная сцена – он вытащит пистолет и решит застрелить злодея (!), раз не удалось проехаться по нему.

Дальше нам повстречаются уморительные страховые агенты, которые играют в лесу в пейнтбол и очень недовольны тем, что ныне в их рядах есть женщина(!). Старый пьяница Мартин, сторож кладбища, который испытывает романтические чувства к своей бутылке (!) и который зарывает могилу Джейсона, не желая, чтобы его уволили – ведь не зря же он окончил школу(!). Режиссёр выстраивает действие, перемежая скетчи с кровавым насилием, а также попытками Томми и дочери шерифа Меган убедить отца, что Джейсон жив, и вообще что они любят друг друга и хотят быть вместе.

Постановщик соорудил целых два конфликта – с одной стороны противостояние Томми Джарвиса и Джейсона Вурхиса, а с другой – сложные отношения Джарвиса с шерифом, который желает выпроводить его подальше от города. Режиссёр впервые в истории франшизы делает иронические отсылки к другим фильмам, как то «Рэмбо» (1982), «Феномен» (1984) и даже классическая пьеса о Ромео и Джульетте, ведь отец Меган хочет помешать её счастью с Томми, в которого она сразу влюбилась, увидев его за решёткой(!).

Поначалу критики не слишком хорошо приняли эту часть (хотя эти господа никогда и не жаловали хоррор, считая низким жанром), однако с годами обозреватели всё чаще стали называть шестую часть в качестве вдохновения для поздней франшизы «Крик», где традиционные элементы слэшеров были поданы с иронией, а также в качестве раннего примера постмодернистского повествования. Шестая часть составлена из сюжетов других популярных фильмов, даже Джейсон Вурхис стал похож на Терминатора, учитывая его неуязвимость и методичное истребление людей. Атмосфера классических частей (1-3) присутствует, как и отличная музыкальная тема Гарри Манфредини, однако теперь саспенс существенно уступил экшну, учитывая перестрелки и даже автомобильные погони.

Поначалу критики не слишком хорошо приняли эту часть, однако с годами обозреватели всё чаще стали называть шестую часть в качестве вдохновения для поздней франшизы «Крик», где традиционные элементы слэшеров были поданы с иронией

Том МакЛафлин очень рисковал, наполняя сценарий множеством разнородных элементов, но у него на удивление получился весьма крепкий скрипт, где на равных существуют саспенс и экшн, романтика и динамичное действие, а множество сторонних персонажей, как уже было сказано, не кажутся лишними, ибо автор сумел широкими мазками обрисовать их характеры и наделить индивидуальностью.

В дальнейших частях, во всяком случае, тех, которые вышли под крылышком студии «Paramount», образ Джейсона не претерпел особых изменений. Он остался почти неуязвимой и неистребимой машиной убийств, обогнав в этом своего прародителя Майкла Майерса. Также авторы последующих частей (исключая слабо связанную с франшизой девятую серию) старались делать очень динамичные сюжеты, часто принося атмосферу в жертву экшну. Однако у Джона Карла Бюхлера в седьмой части всё же получилось вернуться к стилю первых четырёх фильмов, сохранив стремительное развитие событий.

Отдельно стоит написать про саундтрек, ведь помимо музыки Гарри Манфредини тут звучат песни выдающегося рок-музыканта, короля ужасов Элиса Купера, в том числе и классическая «The Man Behind the Mask», написанная специально для фильма Тома МакЛафлина. Любопытно, что Купер появится в дальнейшем в главном конкуренте «Пятницы 13-е» «Кошмар на улице Вязов», тоже в шестой части, где сыграет отца Фредди Крюгера.

В отличие от Стива Майнера, Том МакЛафлин не стал асом жанра, хоть и снял в дальнейшем успешную экранизацию произведения Стивена Кинга «Иногда они возвращаются» (1991). Первой и главной любовью Тома было телевидение, где он начинал в 1970-е, и куда вернулся в 1990-е, после чего очень редко работал в кино. Однако в отличие от автора пятой части Дэнни Стейнмана, МакЛафлин талантливый режиссёр, со своим стилем и подходом к съёмкам, поэтому и в поздние годы он создавал примечательные ленты для ТВ, например уже обозревавшийся «Вашингтонский снайпер: 23 дня страха» (2003). В 2010 году, после выхода триллера «Тень из прошлого», 59-летний постановщик завершил свою режиссёрскую карьеру, ныне участвуя лишь в документальных фильмах о кино.

Facebook
Хронология: 1980-е | | География: США
Автор: |2021-06-27T16:12:01+03:001 Июль, 2021, 11:33|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok