Превосходство (Transcendence), 2014, Уолли Пфистер, рецензия
Стас Селицкий про грустного идеалиста Пфистера и метафору современного эгоцентризма в “Превосходстве”.
Ученый Уилл Кастер едва остается жив после покушения, организованного группой экстремистов, однако немногим позже он умирает, успев загрузить свое сознание в придуманную им вычислительную машину. Цифровую копию по-прежнему любит супруга Кастера, Эвелин, но искусственный интеллект подозрительно быстро начинает действовать в глобальных масштабах.
Несмотря на нолановский патронаж, уже сейчас видно, что пусть его творческие методы застряли в прошлом веке, занудой Пфистер не пребывает — он грустный идеалист, и как все идеалистичные мужи говорит на языке старого учителя математики, которого никто не понимает, и над которым посмеиваются.
«Превосходству» больше всего бы подошел слоган о том, что инакомыслящим дебютантам дорога в голливудское кино по-хорошему скорее заказана, чем нет. Если про любимого оператора Кристофера Нолана в режиссерском кресле, Уолли Пфистера, можно ограничиться парой скромных комплиментов по прошлым заслугам, то о сценаристе Джеке Паглене как-то совсем нечего сказать, кроме того, что он явно подсмотрел свои идеи, но никто еще не нашел где именно. Фильм получился под стать — это далеко не эпатажный технотриллер, ровный и спокойный, как безразличный голос Дэппа, но с удивительно точной метафорой современного эгоцентризма. Против технофобии выступают технократия, теория «серой слизи» (что планету поглотят молекулярные наноботы) и, собственно, сама сингулярность, сокрытая в названии, — у аскетов почти нет шансов и справедливых аргументов. Чисто с научно-популярной точки зрения все концепции отлично слипаются в сквозном сюжете; научный сегмент — чуть ли не самая интересная ветвь истории. Несмотря на нолановский патронаж, уже сейчас видно, что пусть его творческие методы застряли в прошлом веке, занудой Пфистер не пребывает — он грустный идеалист, и как все идеалистичные мужи говорит на языке старого учителя математики, которого никто не понимает, и над которым посмеиваются. Оттого «Превосходство» — настолько отчаянное, апатичное кино, что оригинальный сценарий Паглена никто даже толком и не решился изменить, сколько бы ни пугали пессимистичные слоганы. Причем форма прихрамывает на обе ноги — бреши в повествовании и логике (пресловутый интеллект будто обращается к зрителю напрямую с этими же словами, анализируя террористов и Моргана Фримана) — но тут уж вина того, что информационного запала хватило бы на целый сезон неплохого сериала. Хорошо все это или плохо — вопрос не сухого расчета. Пускай машина калькулирует кассовые сборы и составляет график кинокритики, но ей неведома радость от проигрыша. Возможно, людям понадобится воскресить мученика, но это будет уже совсем другая история.
AlteraPars: рецензия Глеба Шашлова