//Рецензия на “Вирус” Роджера Споттисвуда

Рецензия на “Вирус” Роджера Споттисвуда

Открытие СПИДа

Вирус (And the Band Played On), 1993, Роджер Споттисвуд

Андрей Волков рецензирует историческую СПИД-драму Роджера Споттисвуда

Поэтическое название фильма Роджера Споттисвуда (и книги журналиста Рэнди Шилтса) “И оркестр продолжает играть” наши прокатчики заменили на глупое “Затянувшаяся музыка”, так что идея других прокатчиков именовать этот телефильм просто “Вирус” не так уж и плоха (хоть его и можно спутать с кучей других фильмов с таким названием).

В нашей стране работа Споттисвуда не получила большой известности. У нас, как вы помните, в СССР “секса не было”, а в 1990-е гг. его стало столько, что редкий серьёзный фильм, затрагивающий щекотливую тему СПИДа, просто потерялся бы в дремучем лесу немецкой порнушки и французской “клубнички”.

А напрасно. СПИДом, как известно, болеют не только геи и наркоманы, им можно заразиться через переливание крови. Не щадит болезнь и гетеросексуалов, так что безопасный секс, проверка доноров и борьба с наркоторговлей как раз лучшая профилактика СПИДа.

Кадр из фильма “Вирус”

Роджер Споттисвуд больше известен совсем по другим фильмам – комедиям “Тёрнер и Хуч” (1989) и “Эйр Америка” (1990), а также боевикам “Завтра не умрёт никогда” (1998) и “Шестой день” (2000). А начинал Роджер и вовсе со слэшера “Поезд страха” (1979). В тоже время серьёзное кино ему не было чуждо. Ещё в 1983 году он снял “Под огнём”, о деятельности журналиста Билла Стюарта, документирующего гражданскую войну в Никарагуа. А в случае с экранизацией книги журналиста Рэнди Шилтса, умершего от СПИДа вскоре после выхода фильма в прокат, имеет место принцип “здесь и сейчас”.

Эпидемия неизвестного вируса, зафиксированного врачами только в конце в 1970-х гг., была на пике общественного обсуждения все 1980-е гг. Учёные искали вакцину, попутно стараясь внедрить в умы консервативной администрации Рональда Рейгана идею о сексуальном просвещении нации как лучшей профилактики СПИДа. К этой кампании подключилось много знаменитостей, причём далеко не только геев, которые стремились побороть религиозные предрассудки в сексуальной сфере.

Именно этим фактом объясняется участие огромного количества звёзд в довольно дешёвом по затратам проекте. Если, к примеру, Иен Маккелен, особенно убедительный в роли гей-активиста Билла Крауса (1947 – 1986) и Б. Д. Вонг на самом деле принадлежат к сексуальным меньшинствам, как и автор финальной песни Элтон Джон, то Ричард Гир явно рискнул своим имиджем, выступив в небольшой роли больного СПИДом хореографа. Тоже касается и комика Стива Мартина, вообще появившегося в камео, в роли брата высокопоставленного гея, тоже жертвы СПИДа. Что до других актёров, то Алан Алда как всегда прекрасен в почти злодейской роли жаждущего славы учёного, великолепны Лили Томлин, Ричард Мазур, Чарльз Мартин Смит и рок-музыкант Фил Коллинс в роли владельца бань для геев. А вот исполнителю главной роли Мэттью Модайну, пожалуй, не хватает харизмы для воплощения образа бесстрашного и принципиального доктора Дона Френсиса, который одним из первых учёных обратил внимание на вспышку неизвестной болезни, первоначально в среде геев.

Понятное дело, имея в распоряжении отличных актёров и сильный литературный материал, режиссёру можно было особо не стараться строить леса драматургии. Роджер Споттисвуд и не стал, выстроив фильм в жанре документальной драмы, представив действие как хронику событий по борьбе учёных с неизвестной болезнью.

Имея в распоряжении отличных актёров и сильный литературный материал, режиссёр мог особо не стараться строить леса драматургии. Роджер Споттисвуд и не стал, выстроив фильм в жанре документальной драмы, представив действие как хронику событий по борьбе учёных с неизвестной болезнью

Вероятно, памятуя захватывающие «Перевал Кассандры» (1976) и «Эпидемию» (1995), кому-то телефильм «И оркестр продолжает играть» покажется скучным, но такова жизнь. Работа врачей состоит большей частью из рутины, но именно эти кажущиеся необязательными в драме разговоры и опросы помогают спасать людям жизнь. Увы, вакцины от СПИДа до сих пор не найдено, хоть при помощи поддерживающей терапии больным и продлевают жизнь на 20-30 лет. Но всё равно лучшим лечением является профилактика, в том числе и сексуальное просвещение по поводу безопасного секса. В США давно это осознали, поэтому в Голливуде друг за другом вышло несколько фильмов, посвящённых теме СПИДа – «Филадельфия» (1993), «Джиа» (1998). Зрителям лишь остаётся выбрать, какой им больше по душе.

Рэнди Шилтс, называя книгу «И оркестр продолжает играть», прекрасно знал, что болен СПИДом. Подобно своему герою, лгбт-активисту Биллу Краусу, он верил, что жизнь неостановима, и люди рано или поздно найдут лекарство от болезни. Вот этим оптимизмом пропитана и экранизация. На момент её создания было только самое начало правительственной политики по профилактике СПИДа, но авторы, о чём красноречиво свидетельствует финальный экранный текст, полны надежд на скорую победу над невидимым врагом. И действительно, с тех пор, как люди получили представления о вирусе СПИДа, стали серьёзнее относиться к профилактике болезни, а банки крови проверять доноров, количество случаев СПИДа резко снизилось. Возможно, когда-нибудь сексуальное просвещение дойдёт и до России, где ежегодно от СПИДа умирает гораздо больше людей, чем нам свидетельствует официальная статистика. Что касается профилактики, то у нас пока могут предложить только воздержание и советы старцев по спасению души.

Критиканство
Хронология: 1990-е | |
Автор: |2020-03-24T09:24:42+03:0024 Март, 2020, 11:16|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok