//Рецензия на “Заражение” Стивена Содерберга

Рецензия на “Заражение” Стивена Содерберга

Маленькая смерть

Заражение (Contagion), 2011, Стивен Содерберг

Андрей Волков – об эпидемической картине Стивена Содерберга

Всё-таки хорошо иногда пересматривать фильмы. То, что сначала не привлекало к себе, казалось не слишком увлекательным и даже скучным, по прошествии лет предстаёт во всём своём великолепии, а иные блокбастеры хороши лишь в течении летнего сезона.

Пока во всём мире продолжается эпидемия короновируса, зрители принялись пересматривать фильмы о других вирусах, коих не так много, если не считать многочисленных зомби-фильмов. Вирусы очень маленькие, да удаленькие. Как говорил герой Дастина Хоффмана в “Эпидемии”, “вирусы вызывают уважение хотя бы тем, что убивают нас, несмотря на то, что меньше в миллиард раз”.

Стивен Содерберг весьма плодовитый и неоднозначный американский режиссёр. Он вундеркинд, отхватил “Золотую Пальмовую ветвь” за свой первый фильм “Секс, ложь и видео” (1989), который общепризнанно считается шедевром. Тогда режиссёру было 26 лет, и это, кажется, рекорд до сих пор. Затем Содерберг закрепил успех мастера независимого кино такими фильмами, как “Кафка” (1991) и “Шизополис” (1996), после чего резко поменял приоритеты, встроившись в тесный ряд голливудских асов зрелищного кино. В чём-то его творческая биография перекликается с судьбой постановщика той самой “Эпидемии” (1995) Вольфганга Петерсена, когда-то мастера авторского кино ФРГ, а после – одного из лучших режиссёров блокбастеров 1990-х гг. в США.

Стивен, правда, ярких блокбастеров не оставил, хотя многие его фильмы конца 1990-2000-х гг. были коммерчески успешными. Хотя… вот “Траффик” – блокбастер или нет? Ведь фильм сколь зрелищный, столь и серьёзный, не зря номинировался на “Оскар” во многих категориях. Или “Эрин Брокович” с неожиданной Джулией Робертс?

Зато по соседству с ними явно не претендующие на многое ремейк “11 друзей Оушена” (2001), повторная экранизация “Соляриса” (2002), сиквел ремейка “12 друзей Оушена” (2004)…

Кадр из фильма “Заражение”

Продался – скажет артхаусный критик. Да нет, почему. Вон “Девушка по вызову” (2009), вполне себе артхаусный проект, как и драма о революционере Че Гевара. В том и сложность Содерберга. Он противоречив, как всякий человек. Одной рукой снимает и продюсирует блокбастеры выходного дня, а другой создаёт то, что будут пересматривать потомки.

Вот и “Заражение” как раз такой фильм. Его премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, где работа Содерберга получила сдержанно-положительные отзывы. Возможно, критики её сравнивали с той же “Эпидемией”, которая сочетала зрелищность с хорошей драматургией. Плюс несла в себе явный антимилитаристский заряд – опять дядя Сэм с бактериологическим оружием нахимичил.

“Заражение” кардинально другое. Режиссёр сознательно принёс зрелищность в ущерб научной достоверности, оттого в фильме много терминов, в которых случайный зритель не разберётся… пока короновирус не грянет.

В фильме Стивена Содерберга немало совпадений. Это и вирус, начавшийся в Китае, переносчиком которого изначально было животное, распространение болезни воздушно-капельным путём, симптомы ОРВИ, наряду с энцефалитом, всеобщий карантин, дезинформация… Режиссёр при помощи сценариста Скотта Бёрнса придумал максимально реалистичный ход развития событий, для чего воспользовался нелинейным повествованием и отказом от одного главного героя – основных персонажей несколько.

Среди них герой Мэтта Деймона, который потерял жену и приёмного сына и теперь желает уберечь от напасти дочь, а также врачи ВОЗ, которые в непростой обстановке стараются сохранять хладнокровие. Содерберг выстраивает повествование по законам саспенса – никто не знает ни истинных масштабов эпидемии, ни происхождение вируса, ни как с ним бороться. Но вакцина – единственное, что может спасти человечество от быстрого вымирания.

Парадокс цивилизации заключается в том, что чем более высокоразвитое общество, тем быстрее распространяется эпидемия. В Средние века вымирала деревня и на этом болезнь прекращалась, потому что люди были маломобильны. В наши дни можно за несколько часов добраться на самолёте до любой точки земного шара, а человек в течение дня контактирует с  десятками людей, каждого из которых он может инфицировать. Потому короновирус, от которого 80% заболевших, по данным ВОЗ, выздоравливают без какого-либо лечения, людей пугает гораздо сильнее, чем, например, вспышка чрезвычайно опасной лихорадки Эбола в Западной Африке в 2013 году.

Африка далеко, не так уж многие туда летают, к тому же Эбола не передаётся по воздуху. Другое дело вирус из «Заражения», который убивает носителя в течение нескольких дней. Интересно, что вирус Матаба из «Эпидемии» также передавался воздушно-капельным путём и по симптомам напоминал лихорадку Эбола. Содерберг же вдохновлялся вирусом Нипах, редким, но крайне опасным заболеванием, переносчиками которого выступают свиньи.

«Заражение» снято Содербергом в пониженной цветовой гамме, с обильным использованием ручной камеры. Происходящее напоминает хронику конца человечества, гораздо более реальную, чем какие-то сказочные зомби-эпидемии

«Заражение» снято Содербергом в пониженной цветовой гамме, с обильным использованием ручной камеры. Происходящее напоминает хронику конца человечества, гораздо более реальную, чем какие-то сказочные зомби-эпидемии.

Человечество, одержимое неистребимой жаждой убиения себе подобных, всё время сталкивается с маленькими врагами, напоминающими нам, что мы вовсе не боги, а простые смертные, только мы не ценим тот дар, который имеем. Вирус не способен существовать вне носителя. Вирус живёт за счёт смерти другого, также как и некоторые люди, забывшие о морали. В «Заражении» таким злодеем выступают не военные, как в «Эпидемии», а блоггер, считающий себя журналистом. Он за деньги от фармацевтических компаний врёт людям по поводу лекарства от вируса. И миллионы ведутся, хватаются за соломинку, теряя драгоценные часы.

«Заражение» вряд ли успокоит людей в самый разгар эпидемии, слава богу, не такого опасного вируса, как придуманный Содербергом. Это мрачное, даже депрессивное кинополотно, в котором ничего нет от коммерческого Стивена, автора «11 друзей Оушена». Но этот фильм способен напомнить людям, что только сообща можно решить проблему, и что мы не должны забывать, что не одни на этой планете. Пренебрежение правилами гигиены, отсутствие санитарного контроля за ввозимыми животными способно привести к беде. Кто знает, возможно, и эпидемия короновируса в Китае началась с похожей человеческой беспечности.

Facebook
Хронология: 2010-е 2011 | |
Автор: |2020-03-20T09:21:00+03:0020 Март, 2020, 09:21|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok