Время монстров (The Head Hunter), 2018, Джордан Дауни
Эрик Шургот – о фэнтези-хорроре Джордана Дауни
Хтоническая глухомань в декорациях раннего средневековья – раскинувшийся у подножья гор лес, старая хижина, неприступный каменный замок. Маскулинный главный (и практически единственный) герой, подсмотренный не то в псевдоисторическом сериале про викингов, не то в известной игре про северную провинцию Тамриэля, живет одиноким волком и работает на незримого короля местным ведьмаком – рубит головы всякой агрессивной нечисти. В перерывах между буднями охотника на чудовищ, суровый бородач ходит на могилу своей дочери – поговорить и в сотый раз поклясться: когда убившая девочку тварь вернется в этот лес, отмщение не заставит себя долго ждать.
Кадр из фильма “Время монстров”
Зритель, ожидающий кровавую рубку с «боссами» в духе Dark Souls или эстетский экшен наподобие «Мэнди» Паноса Косматоса, рискует остаться в полнейшем недоумении и разочаровании. «Время монстров» Джордана Дауни – фильм из числа тех, что получаются не вопреки, а благодаря обстоятельствам. Бюджет, по слухам, всего на половину выше, чем у «Ведьмы из Блэр». Сумма, настолько смехотворная для жанра современного фэнтези, что в нее попросту не верится. Скованный финансовыми рамками, очевидно весьма амбициозный молодой режиссер, вынужден был прибегнуть к хитрым средствам художественной выразительности и осознанно или нет снял один из наиболее необычных инди-фильмов последних лет.
Оригинальное название «The Head Hunter» собственно «хантером» приросло в процессе постпродакшена и рабочее имя проекта «Голова» являло собой одновременно метафору, едва заметный спойлер и тонкую иронию. После переименования ирония заметно расползлась, спойлер пропал, а метафора аккуратно укрылась под пеленой средневековой эстетики. Во «Времени чудовищ» (именно под таким именем лента угодила в отечественный прокат) этих самых чудовищ одновременно и много и практически нет. Есть только жуткие головы, которые после каждой своей вылазки привозит в хижину герой. Фильм Дауни технически напоминает «Рыцарскую честь» Альбера Серра, демонстрировавшую привалы между похождениями Дона Кихота и Санчо Пансо. Сражение с чудовищем тут в кадре всего лишь одно – ключевое. Только вот в отличие от каталонского мэтра – это явно издержки бюджета.
То, что Дауни рискует обратить на себя пристальное внимание киностудий – факт совершенно очевидный. В «Охотнике за головами» кожей ощущается какая-то странная, притягательная магия истинного кино – потенциально виртуозного, хоть и спотыкающегося из-за неопытности создателя
То, что Дауни рискует обратить на себя пристальное внимание киностудий – факт совершенно очевидный. В «Охотнике за головами» кожей ощущается какая-то странная, притягательная магия истинного кино – потенциально виртуозного, хоть и спотыкающегося из-за неопытности создателя, произведения. Это в первую очередь хоррор, в котором подкожный, первобытный страх сопряжен с постоянным одиночеством героя, его отчужденным бытом, саундтреком к которому становятся шорохи осеннего леса и скрип старой ставни. На протяжении просмотра не покидает ощущение присутствия незримых чудовищ вокруг, готовых ворваться в кадр, обратиться из теней в осязаемый ужас. И в связи с этим даже жаль, что бутафорское чудовище на экране все же появляется, разрушая флер притягательной недосказанности. Хотя всю историю в итоге можно рассматривать как притчу о всепожирающем чувстве мести, застилающем разум до полного помутнения. Если пойти дальше, то можно и вовсе предположить, что никакого монстра, убившего дочь рыцаря, не было и в помине, а вся «охота», не что иное, как покаяние. «The Head Hunter» – любопытный, полулюбительский проект с обочины кинематографического мира, который очевидно оставит в недоумении большую часть зрителей, но приглядеться к нему определенно стоит.