Антисталкер: Зов слякоти
Вычислитель, 2014, Дмитрий Грачев
Игорь Нестеров упрекает очередную российскую кинофантастику во вторичности
На одной крохотной, но гордой планете, затерянной где-то в глубинах звёздных захолустий, произошёл локальный евромайдан. Репрессивная политика правящей хунты, нацеленная на создание в государстве единомыслия и самовластия, беспощадна к врагам отечества. Пиночетствующий режим в качестве кары за троцкизм, казнокрадство, шпионство и душегубство высылает группу национал-предателей в экстремальный заболоченный край, что на деле ещё ужаснее, чем смертная казнь, ибо в зоне отбывания наказания — мокро, вязко, тошно, нет биотуалетов и интернета. Кроме того, повсюду водится странная и не слишком гостеприимная живность — черви-мутанты, грибы-убийцы и дикари-каннибалы. Спаянная духом выживания, но раздираемая вопросом о лидерстве стайка политических ссыльных моментально раскалывается на два противоборствующих лагеря: первый под предводительством гиперактивного, но чудаковатого математика Эрвина Канна сразу же устремляется в неизведанные дали, оставив позади второй — под чутким руководством голландского вора в законе Юста Ван Борга. Всем им предстоит столкнуться с коварством, предательством и головотяпством, что в итоге и повлечёт за собой медленное, но верное сокращение поголовья энтузиастов, желающих покинуть злополучные топи и достичь Счастливых Островов — райского местечка, где, по слухам, живётся настолько беззаботно, что ничего другого не остаётся, как плодиться, размножаться и строить очередной Город Солнца.
“Вычислитель”, рецензия
Никого уже давно не удивишь и особенно не раздосадуешь тем, что отечественная кинофантастика стала чем-то вроде кладбища несбывшихся надежд и неоправданных амбиций. Виной тому извечный дефицит — идейный, финансовый, профессиональный. «Вычислитель» режиссёра Дмитрия Грачёва под кураторством заместителя генерального директора ВГТРК Дмитрия Медникова и вездесущего кронпринца российской «фабрики грёз» Фёдора Бондарчука изначально заставляет насторожиться из-за одного лишь присутствия во главе проекта перечисленных деятелей. Первый, помимо создания низкопробных, но, как ни странно, окупившихся в прокате ромкомов не прославился ничем за рамками развесёлого ширпотреба. Второй был замечен в продюсировании телесериала про дайверов сомнительного качества, который прошёл практически незамеченным. Про третьего сочиняет неплохие частушки группа «Крематорий». На их совместном приёмном детище, которое родом из одноименной повести писателя-фантаста Александра Громова, лежат те же проклятья, что и на подавляющем большинстве поделок российского мейнстрима последних пятнадцати лет: сюжетная мягкотелость и ультра-вторичность. При вроде бы достойном актёрском составе потенциал большинства исполнителей ролей остаётся не задействованным из-за ничтожности персонажей и банальности конфликтов, заложенных в сценарии. На первых же минутах фильма формируется, а затем укрепляется впечатление, словно Евгений Миронов не играет, а разминается перед спектаклем, поскольку ему абсолютно некого и нечего воплощать на экране. Видный локстоковец Винни Джонс за отсутствием внятно выстроенной линии поведения непрерывно выставляет напоказ свою природную брутальность, чем быстро утомляет. Анна Чиповская обнажённой грудью бросается на амбразуру, пытаясь хоть как-то смягчить негативную реакцию от скверно прорисованной фабулы, однако это оказывается не в её силах. И дело тут вовсе не в груди, а в патологическом неумении создателей заинтересовать происходящим в кадре дольше, чем на пару-тройку бойких двухминутных эпизодов.
Отечественная кинофантастика стала чем-то вроде кладбища несбывшихся надежд и неоправданных амбиций
Две вещи слегка вытягивают и спасают от немедленного списывания в утиль папье-маше Грачёва-Бондарчука: добротный спецэффект и подвиг художников, которые, судя по бюджету картины величиной в жалких два миллиона долларов, работали фактически за еду. Летающие корабли-параллелепипеды, вылизанный хайтековский дизайн зданий и сооружений, а так же диковинный и устрашающий вид населяющих Саргассово Болото тварей — пусть маленькие, но победы дизайнерской команды, которые при должной проработке киноматериала могли стать бесценными находками. Но так уж случилось, что все дороги ведут в Рим, а все сюжетные тропки доморощенных антиутопий — к Стругацким и Тарковскому. Повторяющиеся и часто не совсем осознанные попытки воссоздания эстетики и сущности их миров приводят к производству невообразимого количества симулякров, похожих друг на друга, как две капли воды, и во всём уступающих оригиналам. Появление «Вычислителя» позволяет предположить, что волна эпигонства, нахлынувшая из-за отсутствия иных крепких традиций и смелых экспериментов в жанре, постепенно сходит на нет — на визуальном, но, увы, пока не на идейном поприще. Хотя с другой стороны, зачем ждать многого от проекта, который задумывался как телевизионный сериал для федерального канала, но потом вдруг был пущен под монтажный нож и превращён в прокатное кино. История вряд ли помнит имя того прекрасного человека, который предложил снимать сериалы и фильмы в одном формате, в одном флаконе и в одной упаковке, но то, что такой подход к постановке заразил российский кинематограф вредной и сложно излечимой болезнью — печальный медицинский факт.