///Премьера. “Завод” Юрия Быкова

Премьера. “Завод” Юрия Быкова

Усталость железобетонных конструкций

Завод, 2018, Юрий Быков

Дмитрий Котов замечает в криминальной драме Юрия Быкова творческую усталость и внутренние переживания автора

Несколько лет назад Юрий Быков заявил о себе суровой философской притчей «Жить», потом снял остросоциальную драму «Майор» и окончательно добился признания с «Дураком», вышедшим на экран очень своевременно, да к тому же и почти тандемом с «Левиафаном» Звягинцева, что преумножило обличительное значение ленты, выставляющей напоказ всю мерзость прогнившей системы. Именно «Дурак» закрепил за режиссером негласное амплуа смелого правдоруба новой России 2010-х, однако последующие сериальные проекты Быкова оказались коммерческими и с социально-политической тематикой напрямую не связанными — успешный детективный триллер «Метод» и шпионская история неопределенной идеологической направленности «Спящие». «Завод», судя по синопсису, должен был расставить точки над i и прояснить текущие приоритеты талантливого режиссера и сценариста.

Сюжет незатейлив. Работягам на заводе железобетонных изделий уже несколько месяцев не выдают зарплату и в ближайшие полгода, судя по всему, не выдадут. Отметая идею мирной забастовки, крепкий во всех смыслах этого слова боец по прозвищу Седой, прошедший горячие точки, тяжело раненный и лишившийся на передовой глаза, предлагает кардинальное решение. Доведенные до отчаяния, шестеро мужиков — с разными характерами, настроениями и мотивациями — решаются на преступление: похищают из собственного «гелика» владельца предприятия, а по совместительству влиятельного бизнесмена Константина Дмитриевича Калугина, сколотившего состояние путем финансовых махинаций, разбоя, убийств и прочего беспредела в 90-е. Ходят разговоры, что он «выше губера стоит, с чекистами и ментами повязан». Взяв заложника на мушку, новоиспеченные бандиты требуют выкуп. Калугин звонит своим браткам с готовностью закрыть вопрос без посторонних глаз. Однако внезапно на огонек заскакивает и отряд СОБРа…

Кадр из фильма “Завод”

Несмотря на то, что на автотранспорте в кадре нетрудно заметить номера Ростовской области, натурные съемки окрестностей завода проходили в Рязанских землях, а подходящие цеха, станки, краны и прочие фактурные объекты нашли на реальном действующем заводе ЖБИ на востоке Москвы. Его сотрудники, кстати, приняли участие в массовых сценах и оказали всевозможное содействие съемочной группе, в том числе при монтаже осветительного оборудования. Экранный же завод неслучайно показан нам с высоты птичьего полета как комплекс сооружений вдали от жилья, в чистом поле, с одной-единственной дорогой, имеющей, кстати, символическое значение для кольцевой композиции киноповествования. Быков специально изолирует место действия, ограничивая его пределами одной многосоставной локации, чтобы не размывались линии конфликтов, ярко прочерченные между героями, среди которых не так просто выделить хороших и плохих, правых и виноватых. Завод — место, которое для одних становится адом, для других — чистилищем. Да и то лишь условно, ведь Быков не апеллирует к понятиям христианской морали, показывая мироустройство без прикрас, безжалостно вымарывая из уравнения всякую надежду на справедливость. В этой связи знаменательно, что из финального варианта картины он полностью вырезал изначально задуманную любовную линию с уборщицей, сделав кино подчеркнуто маскулинным. Мужская игра героев «Завода» — игра принципов и убеждений, чувства мести и жажды истины, физической силы, живого ума и умения принимать решения. И у каждого из «игроков» — Седого и членов его разношерстной команды, матерого авторитета Кулагина и его верного сподручного Тумана, командира спецназовцев капитана Дадакина — свой набор приемов и уловок, своя тактика и способы убеждения, свои цели и свои тузы в рукаве. Кто из персонажей выживет в безумной коллизии, кто из них претерпит качественные внутренние изменения, а кто останется самим собой — интрига.

Юрий Быков, фото Дмитрия Котова

Так как актерский состав почти целиком представлен сильным полом, то и держится кадр, что логично, на мужской харизме. Андрею Смолякову хватает многозначительных взглядов исподлобья, помноженных на отлично передаваемое чувство бесстрашия и безнаказанности. Денис Шведов, уже исполнивший у Быкова главные роли в «Майоре» и «Жить», вновь чувствует себя как рыба в воде, «эпатирует» сложным пластическим гримом и убедителен в экранной дуэли с персонажем Владислава Абашина (его мы, кстати, увидим в следующем фильме режиссера — «Сторож», работа над которым уже идет). «У меня с юмором плоховато», — признается Юрий Быков и, наверное, немножко лукавит. «Завод», конечно, никак не назовешь комедией, однако приятная ирония то и дело проскальзывает. Взять хотя бы комичную сцену с испуганными репортерами.

«Завод», при всех своих достоинствах, убеждает, что самому Быкову сейчас нужно не совсем то, чего от него ждет зритель, влюбившийся в смелую откровенность «Майора» и «Дурака», жаждущий обличения существующей и, увы, только укрепляющейся системы

Отвечая на вопросы зрителей после спецпоказа в кинотеатре «Иллюзион» 4 февраля 2019 г. и комментируя свои творческие планы, Юрий Быков пошутил, что просто хочет выспаться. Потом, правда, уже всерьез признался, что то амплуа, в котором его привыкли видеть после ранних работ, сильно мешает ему в обычной жизни, драматическое и даже трагическое восприятие окружающей действительности, в котором приходится находиться, изъедает изнутри. Быков сказал откровенно, что всерьез задумывается, особенно в случае провала «Завода» в прокате, либо переориентироваться на интернет-аудиторию, либо взять длительную паузу, либо, в крайнем случае, и вовсе завязать с кинематографом. Юрий отметил, что за последние годы «повзрослел» и понял, что человек рожден для счастья. А потому хочет «радоваться солнцу и зеленой траве» и не хочет судьбы Балабанова, памяти которого, к слову, был посвящен «Дурак» — на данный момент самый громкий и успешный труд режиссера.

Душевные переживания автора не могли не сказаться на его творчестве. При всей цельности, атмосферности, жанровой сбалансированности ленты и гладкости ее философских подтекстов, прямолинейная простота в общении со зрителем, которая выводила на новый уровень остросоциальную начинку «Дурака», подсвечивая ее ярким маркером, в случае с «Заводом» уже столь же складно не срабатывает, не достигая аналогичного отрезвляющего эффекта. Для фильма, по заверениям режиссера, изначально не планировалась серьезная фестивальная судьба. «Завод» для Быкова — некий эксперимент, проба формата. Это кино, сконцентрированное на драматургии, на судьбах и характерах, на естестве человека, который по природе своей слаб. «Завод», при всех своих достоинствах, убеждает, что самому Быкову сейчас нужно не совсем то, чего от него ждет зритель, влюбившийся в смелую откровенность «Майора» и «Дурака», жаждущий обличения существующей и, увы, только укрепляющейся системы. Сценарист, режиссер, композитор и музыкант, монтажер, актер и продюсер — человек искусства, бесспорно, одаренный, все же не готов при этом впадать в крайности, лезть на рожон и фанатично отстаивать некую субъективную правду. В родной стране, в государстве, которое, как уж повелось, очень не любит жесткой критики в свой адрес, а потому и финансирование авторским проектам перекрывает на раз, он хочет просто спокойно жить и выходить на улицу, не оглядываясь по сторонам. И имеет полное на это право.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2018 | Сюжеты: Новое российское кино | География: Россия и СССР
Автор: |2019-02-07T21:27:35+00:008 Февраль, 2019, 10:17|Рубрики: Премьеры, Рецензии|Теги: |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед по образованию, экскурсовод по профессии, специалист по архитектуре и Grammar Nazi по призванию. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Недоверчив к жизни, как владельцы отечественных автомобилей, хотя ездит на "мицубиси" американской сборки. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok