/, Колонки, Рецензии/Cul-de-sac: “Санта Моника” Дэниэла Цукера

Cul-de-sac: “Санта Моника” Дэниэла Цукера

Праздник рядом

For dark angel Elara

Санта Моника (Santa Monica), 2013, Дэниэл Цукер

Андрей Волков рассказывает о короткометражном фильме Дэниэла Цукера

Санта Моника – маленький городок в округе Лос-Анджелеса, находящийся по соседству с Голливудом, давно уже утратившим авторитет в сфере развлечений. Фабрика грёз, призванная дарить радость людям, желающим хоть на полтора часа отвлечься от житеских проблем и погрузиться в киношную сказку, давно превратилась в конвейер, поставляющий в кинотеатры не магию, а суррогат. Однако по соседству с Голливудом, буквально на его задворках, существует независимое кино, где молодой режиссёр Дэниел Цукер снял замечательный рождественский фильм с популярным когда-то, а ныне забытым актёром Брэдом Дурифом.

Личность главного лицедея тут очень важна. Ведь сложно увидеть в ветеране хоррора, переигравшем множество злодеев и в других жанрах, от главного помощника барона Харконена в «Дюне» Дэвида Линча до фанатичного дяди в «Мой сын, мой сын, что ты наделал» Вернера Херцога, те черты, которые присущи добрым магам. Хотя герой Дурифа Стэн отнюдь не волшебник. Это всего лишь старик, который не может пройти мимо чужого горя. Он убеждён, что в Рождество никто не должен грустить, а потому старается, по мере сил, помогать окружающим. Ведь людям непременно, даже жизненно необходимо, верить в чудеса, но не в трюки и фокусы, что чаще всего подразумевают под этим словом, а в лучшие качества человеческой души. Порой, в суете жизни, люди забывают о самом главном, о том, что и делает нас людьми – внимании друг к другу и помощи ближнему.

Кадр из фильма “Санта Моника”

В этой связи интересна этимология образа Санта-Клауса, восходящая непосредственно к христианской традиции. Николай Чудотворец, епископ древней церкви, следуя заветам Христа о любви к ближнему своему, прославился многочисленными делами милосердия. С течением лет в массовом сознании образ святого Николая трансформировался в Санта-Клауса, доброго дедушку с белой бородой, дарящего людям подарки на Рождество и тем делающего их счастливыми.

Стэн Дурифа, конечно, не настоящий Санта-Клаус. Он просто человек из толпы, чья жизнь незаметна для общества. Он не ищет себе выгоды и не ждёт от людей благодарности. Ведь дела добра теряют свой изначальный смысл дара, если мыслить награду и себе. Стэн делится последним с нищим просто из сочувствия, ведь если ты можешь помочь, ты обязан это сделать. Всякие рассуждения тут от лукавого. Стэн отдаёт еду из своей квартиры в приют для малоимущих, покупает игрушки детям, безвозмездно работает волонтёром, обслуживая в столовой тех, кому не повезло в жизни. Это помогает и самому Стэну почувствовать себя нужным людям, испытать радость просто оттого, что смог сделать хоть кого-то счастливым.

Брэд Дуриф, актёр с необычным тембром голоса и идеальным произношением, немало потрудившийся на озвучивании фильмов и мультфильмов, в короткометражке Цукера ничего не говорит, да ему и не надо, ведь это тот редкий фильм, где всё понятно и без слов. Мы видим всю душу Стэна в необычайно выразительных глазах Брэда Дурифа. Впервые на экране он играет роль одинокого старика, чья жизнь внешне абсолютно пуста. Лишь телевизор, из которого уж точно не узнаешь ничего хорошего, может скрасить его досуг. Но в тоже время рядом с ним живут люди, чьи жизненные невзгоды мешают им окунуться в стихию праздника. И если Стэн, достав из шкафа костюм Санта-Клауса, сумел порадовать хотя бы грустную девочку, чьи родители постоянно ругаются, то, значит, его тихая жизнь уже не прошла напрасно.

Короткометражка «Санта Моника» плохо вписывается в череду рождественских фильмов, где часто передаются лишь внешние атрибуты этого семейного праздника

Короткометражка «Санта Моника» плохо вписывается в череду рождественских фильмов, где часто передаются лишь внешние атрибуты этого семейного праздника. В тоже время Дэниел Цукер не желает заставлять зрителей грустить, оттого совсем не делает акцента на одиночестве Стэна. Ведь он сам, в помощи другим, находит радость жизни. Стэн вовсе не похож на Амели, поскольку начисто лишён романтических черт. Это человек, уже подошедший к концу своего земного пути, но который не желает уходить в небытие не  подарив нуждающемуся частичку своей души. Его чёрный наряд, делающий его внешне неприметным стариком, контрастирует с его светлой душой. Стэн словно воплощение всего лучшего в Санта Монике, видимый дух города, ангел Вендерса, сошедший с небес для помощи людям. Режиссёр убедительно изображает, что доброе дело не остаётся бесследным, а дарит праздник окружающим. Более того, оно делает счастливым и самого дарителя, ведь нет ничего прекраснее, чем просто помогать людям.

Молодой автор пошёл гораздо дальше романтической фантазии «Амели» Жан-Пьера Жене. Жизнь вовсе не сказка, в чём пытается уверить зрителя знаменитый французский режиссёр. Она полна трагедий, одиночества, непонимания, скорби, утрат, и только единение людей, как справедливо учили экзистенциалисты, способно создать заслон абсурду бытия. Когда человек творит добро, он протягивает другому руку помощи, и этим спасает свою душу. Оглянитесь по сторонам – как много вас окружает тех, для кого вы сами можете стать Санта-Клаусом. Не упустите этот момент, и тогда каждый день для вас станет праздником.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ КОЛОНКИ

Яндекс.Дзен
Хронология: 2010-е 2013 | |
Автор: |2019-01-05T18:37:57+03:0021 Февраль, 2018, 12:02|Рубрики: Cul-de-sac, Колонки, Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok