Филомена (Philomena), 2013, Стивен Фрирз, рецензия

Добрыня Никитич хвалит «Филомену», заключая — простота лучше надуманной вычурности.

Журналист и объект его расследования начинают поиски ее давно потерянного сына – подобная фабульная лаконичность распространяется на всю полуторачасовую картину Фрирза; никуда не торопясь, он довольно монотонно движет героев из точки А в точку Б, практически не позволяя себе отступлений от основной линии, что в определенной мере удивительно, учитывая количество болевых точек (жестокость церкви, покупные приемные дети – кстати, из маленькой, но очень гордой Ирландии – ущемление геев политической аристократией), собранных в реальной истории Филомены Ли. Находка, клад, сокровище для падких на жареное, но нет, режиссеру гораздо интереснее тянуть резину и позволять невероятно обаятельной в роли простушки Джуди Денч нести всякие умилительные глупости о литературном романе дворянки и конюха. Хозяин-барин, однако так ведь и остаться «Филомене» сентиментальной безделицей, снятой, скорее, для разминки суставов не молодеющих актеров, если бы не бинго, к которому Фрирз шел все полтора часа.

Есть подозрение, что лента снималась лишь ради, без шуток, душераздирающей финальной сцены под кодовым названием «безысходность», которую едва ли ошибочно вслух называют «смирением»

Есть подозрение, что лента снималась лишь ради, без шуток, душераздирающей финальной сцены под кодовым названием «безысходность», которую едва ли ошибочно вслух называют «смирением». Ведь не нужно в поисках глубинных смыслов прорывать Землю насквозь – вот оно, на поверхности, пользуйся на здоровье, и «Филомена» совершенно не тот случай, когда следует пенять за подобный подход. Яростное недоумение над бесчеловечной несправедливостью палачей и слепой покорностью жертв или умиротворение от такого редкого умения прощать – вот суть выбора, перед которым Фрирз ставит зрителя, а все остальные гипотетические пласты философской демагогии есть так или иначе его производные; не режиссерская это задача что либо разжевывать в данной ситуации, как не имеет он права давать четкую оценку произошедшему в силу based on true story. Да, картина отнюдь не новое высказывание на тему, скорее, очередное, однако это точка зрения, с которой, как минимум, приятно ознакомиться именно в силу относительной непритязательности. Ведь простота лучше надуманной вычурности.

AlteraPars: рецензия Армена Абрамяна