Ганнибал (Hannibal), 2013-2015, Брайан Фуллер

Ив Мольер рецензирует сериал Брайана Фуллера.

В 2013 году Брайан Фуллер представил зрителям телеканала NBC пикантный, необычный и стильный сериал по мотивам всемирно известной истории о Ганнибале Лектере — серийном убийце, маньяке и каннибале, который, тем не менее, способен вызвать горячую зрительскую симпатию. Открывая дверь в закулисье поведенческого отдела ФБР, Фуллер позволяет аудитории соприкоснуться с мрачным миром изощренных и извращенных убийств высшей степени жестокости. А проводниками в этот мир становятся одаренный преподаватель и профайлер Уилл Грэм и его психиатр, собственно Ганнибал Лектер. Конфликт двух сильных, почти несокрушимых личностей и их напряженная интеллектуальная борьба становятся фундаментом сериала, в то время как преступления и погони играют роль изысканного обрамления истории.

Ганнибал, рецензия

«Ганнибал», рецензия

Персонаж Ганнибала был подарен миру искусства Томасом Харрисом, и уже первое воплощение этого притягательного злодея в ленте «Молчание ягнят» принесло оглушительный успех. Сэр Энтони Хопкинс сумел внушить зрителям не только благоговейный страх, но и неподдельное уважение, граничащее с восхищением. Сыграть в сложную психологическую игру с почитателями кино решился и Брайан Фуллер, применив к ним хитрый парадоксальный эффект, когда отрицательное воспринимается как положительное и, наоборот, положительное как отрицательное. Ганнибал воспринимается с излишним восторгом за счет его безупречного тонкого стиля и эстетствующей чувствительной натуры. Восторг этот способен даже перекрыть чувство отвращения к истинной сущности персонажа: в реальной жизни мы не почитаем убийц, не восхищаемся их сложной душевной организацией. Сыграть настолько многогранную роль доверили датчанину Мадсу Миккельсену, чья популярность стремительно набирает обороты. И, нужно признать, тот со своей задачей справился великолепно. Хотя, вполне вероятно, многим любителям классической истории о докторе Лектере придется столкнуться с сильным чувством недоумения: сериальный и олдскульный Ганнибалы получились двумя диаметрально противоположными образами. Тем не менее, это не повод не любить нового маньяка, ставшего визитной карточкой проекта: одетый с иголочки, скупой на эмоции и в то же время открытый для зрителя — Миккельсен сумел стать центром небольшой гротескной вселенной.

В итоге с новым, стильным Ганнибалом осталась лишь та часть аудитории, которая успела влюбиться в персонажей и проникнуться их затянувшимся страданиями, всем остальным попросту наскучат бесконечные паззлы из расчлененки, насилия и высокой кулинарии с использованием человеческого мяса.

Поразительно красивая и сюрреалистичная картинка способна полностью удовлетворить любителей жанра. Напряженный психологический триллер развивается в двух плоскостях: кабинет доктора Лектера, в котором получают развитие отношения Уилла и Ганнибала, и безумный мир, где с потрясающей динамичностью происходят омерзительные преступления. Съеденные девушки, грибные плантации на заживо похороненных людях, пирамиды из частей тела — в фантазии сценаристам не откажешь, они в состоянии удовлетворить зрителя, требующего крови и зрелищ. Однако помимо этого фантасмагоричного шоу Фуллер берется и за весьма противоречивую линию взаимоотношений главных героев, пронизанную глубокими мотивами почти что кафкианской депрессии. Впрочем, пара Уилл-Ганнибал — это не просто два психически нестабильных объекта, чье взаимодействие перерастает в неконтролируемую химическую реакцию, но и что-то, подчерпнутое из работ дядюшки Фрейда. Этим Фуллер похоже и увлекся, забывая о сюжете. Первые серии посвящены напряженным расследованиям, заставляющим сердце сжиматься в приступе страха и волнения. Но, чем дальше в лес, тем больше дров. Главный сценарист сериала излишне увлекся драматической взаимозависимостью психиатра и его пациента, причем в скором времени и сам запутался в этом архисложном противостоянии, чередуя призрачные романтические оттенки с настроениями безысходности. Последнее удалось лучше всего: триллер превратился в холодное, эмоционально отчужденное от зрителя кино, художник которого знаком лишь с мрачной палитрой. В итоге с новым, стильным Ганнибалом осталась лишь та часть аудитории, которая успела влюбиться в персонажей и проникнуться их затянувшимся страданиями, всем остальным попросту наскучат бесконечные паззлы из расчлененки, насилия и высокой кулинарии с использованием человеческого мяса.